Серебров александр александрович

Смерть космонавта

Умер Александр Серебров 12 ноября 2013 года в возрасте 69 лет, не дожив всего три месяца до своего 70-летия. Космонавт получил множество орденов, медалей, наград за свою деятельность. Среди коллег Александр Серебров считался самым образованным и бесстрашным. Он заслужил всемирную известность и народное признание. За время своей выдающейся карьеры он совершил четыре полета на космических кораблях. Две последние экспедиции проходили на российской орбитальной станции «Мир».

Причиной смерти Александра Александровича стала неизученная грибковая инфекция, которой он заразился в космосе.

Внутри

Круглая крышка люка медленно отъехала в сторону, за ним были полная темнота и холод. Лучи фонариков высветили иллюминаторы, покрытые изнутри толстой коркой льда, иней на приборных панелях, безжизненные светодиоды и тумблеры. Станция была мертва, электропитание отсутствовало. Это означало, что были отключены все системы жизнеобеспечения и терморегуляции, запасы воды заморожены. Но хуже всего было то, что все приборы подверглись воздействию отрицательных температур и их работоспособность теперь была под вопросом.

Джанибеков и Савиных в противогазах и зимних куртках медленно выплыли из своего корабля и приступили к оценке ситуации. Цепь энергопитания не реагировала на включение, первым делом необходимо было решить вопрос с регенерацией воздуха и вентиляцией. Временную систему запитали от энергоустановки «Союза», тихо зажужжали вентиляторы. После анализа атмосферы станции, не показавшего каких-либо значимых отклонений, противогазы решено было снять — они сильно мешали обзору. Предстояло продвигаться дальше, в рабочий отсек.

Обстановка внутри него была точно такой же: иней на стенах, темнота и абсолютная тишина. На столе, приклеенные изолентой, лежали сухарики и солевые таблетки — традиционные «хлеб-соль» от предыдущего экипажа. Выглядело это довольно жутковато. Бортовые журналы и многочисленные инструкции были аккуратно расставлены по полкам, всюду было чисто, никаких следов пожара, наводнения или другого бедствия космонавты не наблюдали. В отсеке было очень холодно, температура едва превышала 0оС.

Станция была похожа на заброшенный дом, разве что ставни на окнах не хлопали на ветру — в космосе нет ни ветра, ни окон. Хозяева покинули его уже очень давно, и пора было наводить порядок.

Следуя инструкциям с Земли, Савиных принялся за проверку энергосистем корабля. Выяснилось, что два из восьми аккумуляторов совсем «сдохли» из-за долгого простоя и зарядить их невозможно. Нужно было попытаться оживить остальные шесть. Запитать их от энергосистемы «Союза» — слишком опасно. Если в цепи было короткое замыкание, то существовал риск вывести из строя всю электронику и на «Союзе», что означало бы гарантированную смерть экипажа.

Оставался только один способ — подать питание напрямую с солнечных батарей. Для этого было необходимо вручную на морозе и в свете тусклого фонарика скрутить жилы 16 кабелей. Когда эта работа была закончена, космонавты перебрались в «Союз» и с помощью его двигателей сориентировали солнечные панели под более выгодным углом к Солнцу. Удача! Приборы показали, что зарядка потихоньку началась. Оставалось терпеливо ждать. Космонавты вернулись обратно в свой теплый корабль и принялись перебирать в уме все возможные причины неполадки с аккумуляторами.

Спустя сутки Савиных решился подключить аккумуляторы к энергосистеме станции. Несколько щелчков тумблерами — и произошло настоящее чудо. Одна за другой начали зажигаться лампы освещения, заработало терморегулирование, зашипела система регенерации воздуха. Все системы корабля начали постепенно просыпаться. «Салют-7» ожил.

За несколько дней Джанибеков и Савиных проделали огромную работу. Нужно было одну за другой проверить все системы станции, испытать на работоспособность узлы, подвергшиеся чрезмерному охлаждению, прощупать все кабели, удалить огромное количество конденсата, который буквально плескался за панелями обшивки. Все что можно было заменить — заменили, все что нельзя — отключили.

В процессе этой работы и обнаружилась причина отключения электропитания станции. Один из датчиков, контролировавших заряд аккумуляторов, оказался неисправен и начал подавать ложный сигнал о том, что они заряжены под завязку. Бортовой компьютер верил этому и раз за разом отключал поступление электроэнергии с солнечных батарей, прерывая зарядку. Из-за короткого замыкания в цепи радиопередатчика и потери связи с Землей отключить неисправный датчик было невозможно и когда аккумуляторы оказались выжаты до конца, станция погрузилась в бесконечный космический сон. Как это часто бывает, причиной дорогостоящей поломки, которую пришлось ремонтировать, рискуя жизнями людей, оказалось стечение незначительных обстоятельств. Капля конденсата, попавшая на контакты радиопередатчика и неисправный копеечный датчик аккумулятора едва не стоили космической программе СССР всего ее престижа.

13 июня, на седьмой день полета, экипаж полностью заменил сгоревшую из-за короткого замыкания систему коммуникации и ЦУП и смог восстановить контроль над станцией.

Биография

Родился 15 февраля 1944 года в Москве.
Отец — Александр Васильевич Серебров (1902—1985), военнослужащий, начальник уголовного розыска города Пушкин Ленинградской области. После окончания Отечественной войны отец с семьёй не жил; считая жену погибшей, он женился вторично.
Мать — Мария Владиславовна Куликовская (1909 — 21.04.2000), врач.

В 1958 году окончил семь классов средней школы № 14 города Кирова.
В 1961 году окончил (с серебряной медалью) среднюю школу № 36 города Москвы.
В 1967 году окончил Московский физико-технический институт.

После окончания института в течение 9 лет занимался научной деятельностью на одной из кафедр Московского физико-технического института.
В 1970 году окончил аспирантуру МФТИ по специальности «Физика жидкостей, газов и плазмы».

В 1974 году окончил Университет марксизма-ленинизма при Мытищинском горкоме КПСС. Член КПСС с 1976 года.

С 1976 года работал в научно-производственном объединении «Энергия», участвовал в разработке и испытаниях космических аппаратов.

1 декабря 1978 года Александр Серебров зачислен в отряд советских космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз Т» и орбитальной станции «Салют».

Совершил четыре полёта на космических кораблях «Союз Т-7» на «Салют-7» (вернулся на «Союз Т-5»), «Союз Т-8» на «Салют-7», «Союз ТМ-8» и «Союз ТМ-17» (обе экспедиции на станцию «Мир»). Суммарный налёт 372 суток 22 часа; совершил 10 выходов в открытый космос (суммарное время работы в безвоздушном пространстве — 31 час 48 минут). Превзошёл эти рекорды лишь Анатолий Соловьёв в 1997 году.

Статистика
# Стартовыйкорабль Старт, UTC Экспедиция Корабльпосадки Посадка, UTC Налёт Выходыв открытый космос Времяв открытом космосе
1 Союз Т-7 19.08., 17:12 Салют-7 Союз Т-5 27.08., 15:04 07 суток 21 часа 52 минуты
2 Союз Т-8 20.04., 13:10 Союз Т-8 22.04., 13:28 02 суток 00 часов 17 минуты
3 Союз ТМ-8 05.09., 21:38 Мир Союз ТМ-8 19.02., 04:36 166 суток 06 часов 48 минут 5 17 часов 36 минут
4 Союз ТМ-17 01.07., 14:32 Мир-14 Союз ТМ-17 14.01., 08:18 196 суток 17 часов 45 минут 5 14 часов 12 минут
372 суток 22 часа 52 минуты 10 31 час 48 минут

Ушёл в отставку 10 мая 1995 года.
Вёл телепередачу «Уроки из космоса»[когда?] для привлечения молодёжи к космосу.

Умер 12 ноября 2013 года, на 70-м году жизни. Похоронен 15 ноября на Останкинском кладбище.

definition — Александров,_Александр_Павлович_(космонавт)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Александров, Александр Павлович (космонавт)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

У этого термина существуют и другие значения, см. Александров, Александр Павлович.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Александров.

Алекса́ндр Па́влович Алекса́ндров — (род. 20 февраля (67 лет)) бортинженер космического корабля «Союз Т-9», орбитального комплекса «Салют-7» — «Космос-1443» и космического корабля «Союз ТМ-3», орбитального комплекса «Мир» — «Квант» — «Союз ТМ-2», лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Биография

Родился 20 февраля 1943 года в городе Москве. Русский. Член Коммунистической партии с  г. В —1963 годах обучался в Серпуховском военном авиационном техническом училище. В 1969 году окончил вечерний факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана. С  г. работал в конструкторском бюро.

В отряде советских космонавтов с 1978 года.

С 27 июня по 23 ноября 1983 года А. П. Александров совместно с В. А. Ляховым совершил первый полёт в космос в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз Т-9» и орбитальном комплексе «Салют-7» — «Космос-1443». В ходе полёта выполнена обширная программа научно-технических и медико-биологических исследований, принято последовательно 2 грузовых транспортных корабля, осуществлено 2 выхода в открытый космос для установки дополнительных панелей солнечных батарей. Впервые выполнены монтаж, работы по наращиванию конструкционных элементов орбитального комплекса.

За осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1983 года А. П. Александрову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй космический полёт А. П. Александров совершил 22 июля — 29 декабря 1987 года на космическом корабле «Союз ТМ-3» совместно с А. С. Викторенко и космонавтом-исследователем Сирийской Арабской Республики Мухаммедом Ахмедом Фарисом. Была осуществлена стыковка космического корабля «Союз ТМ-3» с орбитальным комплексом «Мир» — «Квант» — «Союз ТМ-2» (экипаж: Ю. В. Романенко, А. И. Лавейкин). Впервые произведена частичная смена экипажа основной экспедиции: бортинженер А. И. Лавейкин возвратился на Землю с экспедицией посещения на космическом корабле «Союз ТМ-2», А. П. Александров продолжил полёт совместно с Ю. В. Романенко. 23 декабря к орбитальному комплексу был пристыкован космический корабль «Союз ТМ-4» (экипаж: В. Г. Титов, М.X. Манаров, А. С. Левченко). После недельной совместной работы 29 декабря А. П. Александров вместе с Ю. В. Романенко и А. С. Левченко возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-3». В ходе полёта выполнена программа научно-технических и медико-биологических исследований, в том числе с использованием научного оборудования астрофизического модуля «Квант». Осуществлено 2 выхода из станции «Мир» для установки и развёртывания двух ярусов дополнительных солнечных батарей.

За успешное выполнение полёта А. П. Александров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1987 года награждён 2-й медалью «Золотая Звезда» с вручением ордена Ленина.

Являлся секретарём секции Федерации космонавтики СССР, членом совета общества «Родина». Почётный гражданин ряда городов.

Награждён 2 орденами Ленина, а также — высшей наградой Сирийской Арабской Республики — орденом Героя Сирии, сирийским орденом Дружбы и сотрудничества.

Ссылки

http://www.peoples.ru/military/cosmos/alexandrov/

Герои Советского Союза

А •Б •В •Г •Д •Е •Ж •З •И • •К •Л •М •Н •О •П •Р •С •Т •У •Ф •Х •Ц •Ч •Ш •Щ •Э •Ю •ЯДважды Герои • Трижды Герои • Четырежды Герои

Сергей Константинович Крикалев

Всемирную славу Сергею Крикалеву принесло суммарное время его пребывания в космосе, которое составило 803 дня. Этот рекорд до сих пор не удалось перекрыть ни одному космонавту. Первый полет героя СССР состоялся в 1988 году в составе советско-французского экипажа. С тех пор космонавт побывал в космосе шесть раз. За это время он неоднократно выходил в открытое космическое пространство, был в составе первого экипажа МКС, участвовал в первом российско-американском полете на шаттле Discovery и даже встречал на борту корабля 21 век. Уникальные снимки космоса, сделанные Крикалевым во время полетов и выполненные в 3D технологии, с успехом демонстрируются на фотовыставках.

Именно советские космонавты стали первопроходцами на просторах Вселенной, воплотив в жизнь то, о чем люди мечтали с древних времен. Мировые рекорды, блестящие открытия, совершившие прорыв в мире науки — таков их вклад в развитие космонавтики. Имена этих людей известны всем, а профессия космонавта до сих пор является одной из самых героических, увлекательных и благородных.

monk

20

Основатель и руководитель проекта XC-Life. Давно увлекаюсь космической фантастикой и космическими играми. Если вам также интересен космос и космическая фантастика, приглашаю присоединиться к нашему сообществу.

Комментарии: 51Публикации: 264Регистрация: 27-04-2018

Экипаж

Итак, решение принято, предварительный план работы составлен. Экипажу нового «Союза» предстояло «поймать» на околоземной орбите неуправляемый, потенциально дезориентированный и беспорядочно вращающийся объект на скорости 8 км/с и пристыковаться к нему с допуском в несколько сантиметров. Затем космонавты должны зайти внутрь, быстро обнаружить неисправность и устранить ее скудными инструментами, имеющимися в их распоряжении. Такую задачу до этого не пытался выполнить никто.

Для этой работы нужны были лучшие пилот и бортмеханик, лучшие из лучших.

Виктор Савиных был сразу же утвержден в качестве бортинженера. В 1981 году он провел 74 дня на борту «Салюта-6», станции-близнеца 7-ого «Салюта». Никто лучше него не знал станцию изнутри, ведь он принимал участие в ее проектировании. Более того, он уже был готов к полету. По плану Виктор входил в состав следующего экипажа на «Салют-7», который должен был принять дежурство в мае 1985 года.

С пилотом было несколько сложнее. Он должен был иметь опыт ручной стыковки на орбите. И если на тренажерах эту операцию проделывали все пилоты, то реальным опытом на тот момент могли похвастаться только три советских космонавта: Леонид Кизим, Юрий Малышев и Владимир Джанибеков. Первые двое не подходили: Кизим только что вернулся из длительного полета и проходил реабилитацию, а у Малышева не было опыта работы в открытом космосе. Очевидный выбор пал на Джанибекова, который уже дважды успел слетать на «Салют-7».

К середине марта состав экипажа был утвержден, и космонавты приступили к изнуряющим тренировкам на Земле. На симуляторе стыковки отрабатывались тысячи самых разнообразных ситуаций, Джанибеков сутками не вылезал из-за рычагов, доводя свои навыки до автоматизма. Савиных изучал всю документацию по аппаратуре, привыкал ориентироваться в отсеках наощупь и в полной темноте. Ситуацию осложняло то, что никто не мог с достаточной степенью уверенности сказать, что же произошло на станции и какая система потребует ремонта в первую очередь, поэтому предстояло готовиться к любым сюрпризам.

Специальной подготовки потребовал и «Союз», который должен был доставить космонавтов к молчащей станции. Предстояло убрать систему автоматической стыковки, которая была совершенно бесполезна для этой миссии, установить в кабине лазерный дальномер и продублировать органы управления, чтобы можно было наблюдать за процессом сближения из бокового иллюминатора корабля. Экипаж обеспечили приборами ночного видения на случай, если придется стыковаться на ночной стороне Земли. Вместо кресла третьего члена экипажа разместили дополнительные запасы еды и провизии, так как рассчитывать на пользование возможно замерзшими от космического холода припасами «Салюта-7» было нельзя.

Тренировки космонавтов и подготовка корабля длились без малого 4 месяца и, наконец, ранним утром 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных стартовал с космодрома Байконур и устремился к «Салюту-7», безмолвно вращавшемуся где-то в космосе у них над головами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: