Поделись во имя Родины
ОКБ-1 Сергея Королева и ОКБ-52 Владимира Челомея, конечно, делали одно общее дело, но конкуренция между двумя «фирмами» была достаточно высока. И она только обострилась, когда в 1966 году место умершего Королева занял его бывший заместитель Василий Мишин.
Мишин, пользовавшийся покровительством секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова, умудрился не попасть в опалу даже после того, как Советский Союз проиграл США «лунную гонку». Конструктор обещал правительству реванш, заявив, что первая обитаемая орбитальная станция будет советской. Добиться этого он собирался за счет использования корпусов станций, взятых у Челомея, на которые предполагалось поставить агрегаты, имевшиеся у ОКБ-1. Доставлять космонавтов на станцию планировалась при помощи корабля «Союз».
План Мишина был утвержден правительством, и Челомею, не испытывавшему от происходящего никакого восторга, пришлось подчиниться. Благодаря такому ходу удалось сэкономить время и опередить американцев, также разрабатывавших свою орбитальную станцию.
Оторвавшиеся от земли. Борис Волынов – о первом отряде и полёте Гагарина
Подробнее
Эффект Джанибекова
«Для меня Владимир Джанибеков — идеальный современный космонавт. Умеющий не просто выполнять задачу, а производительно работать на орбите — для науки, для будущих поколений исследователей космического пространства. Я счастлив, что мне довелось поработать с ним вместе на орбите в году», — вспоминал Георгий Гречко. Тогда они вдвоем вернулись на Землю — счастливые, улыбающиеся. Фамилия «Джанибеков» стала для космонавтов синонимом доблести и героизма.
Лучшие космонавты, как правило, многогранно талантливы. Владимир Джанибеков — член Союза художников России, хорошо известны его картины, иллюстрации к книгам, плакаты на космическую тематику. Несколько композиций Джанибеков посвятил Юрию Гагарину. В этих рисунках можно разгадать и джанибековское отношение к космосу: это погружение в тайну и в то же время — четкая работа с техникой.
Космонавт Владимир Джанибеков на борту космического комплекса «Союз-26». Фото: ИТАР-ТАСС
В науке известен «эффект Джанибекова», о котором космонавт рассказал, внимательно приглядевшись к «поведению» гайки с ушками, которыми закрывали контейнеры с орбитальными грузами. Это случилось в его пятом полете. Космонавт заметил, что, пролетев в невесомости примерно 40 см ушками вперед, гайка вдруг совершает внезапный переворот на 180 градусов и продолжает лететь в том же направлении, но уже ушками назад и вращаясь в другую сторону. Затем, опять пролетев сантиметров 40, гайка снова делает кувырок на 180 градусов и продолжает лететь снова ушками вперед — и так продолжается неоднократно. Ученые, анализируя это наблюдение, сопоставляли эффект с вращением Земли, появилась гипотеза, что и наша планета может когда-нибудь совершить подобный кульбит, изменить ось вращения. Возникло мнение, что такое уже случалось. На несколько лет «эффект Джанибекова» засекретили, в научный оборот он вошел в 1991-м.
Несколько лет Джанибеков (к тому времени — уже генерал-майор) был командиром отряда космонавтов, потом возглавлял Управление их теоретической и научно-исследовательской подготовки, а последние годы посвящает науке, вместе с другими учеными он работает над созданием унитарно-квантовой теории, которая может открыть для человечества новые источники энергии. Георгий Гречко говорил о Джанибекове: «Он занимается глубокими физическими исследованиями. Я ему по-белому завидую».
Никто из космонавтов СССР, кроме него, не совершил пять космических полётов. Никто в мире не превзошел рекорд Джанибекова: пять космических рейсов в качестве командира экипажа. И ни одного неудачного старта. В истории космонавтики было много героических страниц. Но те, что вписал Джанибеков, выделяются особо.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
Обложка: Фото: РИА Новости
Биография
Среднюю школу окончил в 1958 году. После школы поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1963 году. Служил в Военно-воздушных силах СССР.
В отряд космонавтов (Группа ВВС № 3) зачислен в 1965 году. В отряде прошёл полный курс общекосмической подготовки, а также курс подготовки к полётам на космических кораблях «Союз» и «Союз Т», орбитальной станции «Салют». Параллельно с подготовкой учился в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, которую окончил в 1975 году.
Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-2» во время его полёта в июне 1980 года.
Первый полёт в космос совершил на космическом корабле «Союз Т-3» в качестве командира корабля. В экипаж также входили Олег Григорьевич Макаров и Геннадий Михайлович Стрекалов. Полёт проходил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года. За время полёта экипажем был выполнен комплекс ремонтных работ на борту станции «Салют-6». Общая продолжительность пребывания в космосе составила 12 дней 19 часов 7 минут и 42 секунды.
Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-6» во время его полёта в июне 1982 года. В сентябре 1983 года входил в состав дублирующего экипажа «Союз Т-10А» (на корабле при старте произошёл взрыв ракеты-носителя).
Второй полёт в космос совершил на космическом корабле «Союз Т-10» в качестве командира корабля. В экипаж также входили Владимир Алексеевич Соловьёв и Олег Юрьевич Атьков. Полёт проходил с 8 февраля по 2 октября 1984 года. Во время полёта в течение 237 дней работал на борту станции «Салют-7». Принимал на борту станции две экспедиции: советско-индийскую в составе Геннадия Михайловича Стрекалова, Юрия Васильевича Малышева и индийского космонавта Ракеша Шармы, а также экипаж космического корабля «Союз Т-12» — Игоря Петровича Волка, Владимира Александровича Джанибекова, Светлану Евгеньевну Савицкую. Во время работы на станции сделал шесть выходов в открытый космос (совместно с Владимиром Соловьёвым). Вернулся на Землю на космическом корабле «Союз Т-11». Общая продолжительность второго полёта составила 236 дней 22 часа и 49 минут, общая продолжительность пребывания в открытом космосе — 22 часа 50 минут.
Третий полёт совершил на космическом корабле «Союз Т-15» в качестве командира корабля. В экипаж также входил Владимир Соловьёв. Полёт проходил с 13 марта по 16 июля 1986 года. В ходе полёта впервые в мире был совершён перелёт с одной орбитальной станции («Мир») на другую («Салют-7») и обратно. Со станции на станцию было перевезено более 800 килограммов грузов.
Во время полёта выполнил 2 выхода в открытый космос с борта станции «Салют-7» для развёртывания и испытания раздвижной фермы:
28.05.1986 — продолжительностью 3 часа 50 минут;
31.05.1986 — продолжительностью 5 часов 00 минут. Общая продолжительность третьего полёта составила 125 дней и 56 секунд.
Памятник Леониду Кизиму в родном Лимане, 1987, скульптор В. П. Полоник, архитектор А. Л. Лукин
29 июня 1986 года назначен командиром группы космонавтов-исследователей. 13 июня 1987 года приказом Главкома ВВС № 374 отчислен из отряда космонавтов в связи с поступлением в Военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова ВС СССР, которую окончил через два года.
С 24 июня 1989 года служил заместителем начальника Главного центра Командно-измерительного комплекса (КИК) Управления начальника космических средств (УНКС) МО СССР.
С 27 октября 1991 года — заместитель начальника Космических средств МО СССР (с августа 1992 года — Военно-космических сил РФ) по боевой подготовке.
С 1992 года работал заместителем командующего Военно-космическими силами Министерства обороны Российской Федерации.
С 11 мая по сентябрь 2001 года являлся начальником Военной инженерно-космической академии (с 1998 года — университета) имени А. Ф. Можайского (Санкт-Петербург).
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Л. Д. Кизим после выхода в отставку проработал на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ пять лет. Его участие в жизни ЛЭТИ вызывало всеобщий интерес и желание прикоснуться к легенде космоса. Впервые стало практиковаться участие аспирантов и работников промышленности в преподавательской деятельности.
Указом президента Российской Федерации от 6 сентября 2001 года № 1102 и приказом министра обороны России от 10 сентября 2001 года № 743 уволен из Вооружённых сил Российской Федерации в запас по достижении предельного возраста для военнослужащих (60 лет).
Умер 14 июня 2010 года. Похоронен 18 июня 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
А что дальше?
Об экспедиции «Союз Т-15» вспоминают не так часто. Возможно, потому, что по времени она совпала с трагедией на Чернобыльской АЭС. Так или иначе, экспедиция Кизима и Соловьева стала первой для «Мира» и последней для «Салюта». Оборудование, которое перевезли «космические паромщики», после семи лет на «Салюте» проработало еще 15 на «Мире».
Законсервированный «Салют-7» перешел на более высокую орбиту и оставался там в автоматическом режиме до 1990 года. Станция могла просуществовать и дольше, но из-за колебаний космической погоды (солнечная активность повысила плотность верхних слоев атмосферы Земли) упала на Землю в Южной Америке на шесть лет раньше намеченного срока. Завершающий полет на советском «шаттле» «Буран» к станции так и не состоялся.
«Мир» за десять лет стал по-настоящему международным проектом. К нему последовательно были пристыкованы еще шесть модулей с оборудованием из 27 стран общей массой 11,5 т. Всего станцию посетили 104 космонавта и астронавта из 12 государств, были реализованы уникальные международные космические проекты.
Однако комплекс во многом повторил судьбу предшественника, только упал на Землю не сам: команду затопить «Мир» дал ЦУП. Когда рухнул Советский Союз, вложения в космонавтику резко сократились. Поддерживать работу станции удавалось только за счет помощи из-за рубежа, космического туризма, а иногда и продажи рекламы. В конце 1990-х — начале 2000-х Россия присоединилась к проекту Международной космической станции, и содержать собственный орбитальный комплекс правительство посчитало нецелесообразным. В итоге с 2001 года остатки уникальной орбитальной станции, выдержавшей распад СССР и столкновение с грузовым кораблем, покоятся на дне Тихого океана, на «кладбище космических кораблей» — в самой удаленной от суши точке Земли.