Космонавт феоктистов константин петрович

Космическая карьера

В середине 1964-го года Константин Петрович отправился на медобследование для участия в космической программе «Восход». В течение следующих четырех месяцев проводил подготовку с группой космонавтов для формирования экипажа. 9-го октября 1964-го года был окончательно сформирован экипаж, членами которого стали командир – В. Комаров, научный сотрудник К. Феоктистов и врач Б. Егоров.

12-го октября 1964-го года многоместный космический аппарат «Восход-1» оторвался от площадки космодрома. Впервые был совершен космический полет без скафандров, так как иначе не удалось бы разместить трех космонавтов в кабине корабля. По той же причине отсутствовала система катапультирования, которая в случае аварийной ситуации при взлете могла бы спасти жизнь экипажу.  За время полета, которое составило сутки и семнадцать минут, космонавты успели облететь Землю 16 раз.

13-го октября 1964-го года экипаж корабля «Восход-1» успешно приземлился после суточного космического полета. Примечательно, что полет стартовал еще при Хрущеве,  однако 14-го октября он был освобожден от всех должностей. По этой причине результаты полета докладывались уже Брежневу, а также глава СССР не присутствовал при встрече приземлившихся космонавтов, как это было ранее.

Константина Феоктистова удостоили звания Героя СССР и Героя труда ДРВ. Космонавт продолжил службу в отряде космонавтов, а также инженерно-конструкторскую деятельность в ОКБ-1. Участвовал в разработке лунных кораблей и орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также проектировал различные беспилотные космические аппараты. Помимо этого, в результате длительного обучения, в 1967-м году защитил диссертацию доктора технических наук.

В 1980-м году космонавт Феоктистов проходил подготовку для участия в космической программе на корабле «Союз Т-3», для проведения ремонтных работ на станции «Салют-6». Однако был отстранен, а в 1987-м году уволен из отряда космонавтов.

После войны

После окончания войны Феоктистов окончил школу в родном Воронеже, и затем в 1949 году поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Лекции его курсу читал сам конструктор Сергей Королёв.

После окончания института стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. С ним же впоследствии работал в «Особом конструкторском бюро № 1» вместе с Королёвым (сейчас РКК «Энергия»). Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток» и был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

После войны

После окончания войны Феоктистов окончил школу в родном Воронеже, и затем в 1949 году поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Лекции его курсу читал сам конструктор Сергей Королёв.

После окончания института стал работать в научно-исследовательском институте вместе с конструктором в области ракетостроения Михаилом Тихонравовым. С ним же впоследствии работал в «Особом конструкторском бюро № 1» вместе с Королёвым (сейчас РКК «Энергия»). Феоктистов участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, руководил проектированием кораблей «Восток» и был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз Т», «Союз ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Корабль

«Восход-2» стал усовершенствованной версией первого корабля, на котором в 1964 году впервые был совершен одновременный полет сразу трех космонавтов: Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова. В кабине было так тесно, что им пришлось лететь без скафандров, и в случае разгерметизации корабля им грозила неминуемая гибель. Вес «Востока-2» составлял почти 6 тонн, диаметр 2,5 метра, а высота почти 4,5 метра. Новый корабль приспособили для полета двух человек и оснастили уникальным надувным шлюзом для выхода в открытый космос «Волга» — там камера надувалась и готова была принять космонавта. Ее внешний диаметр 1,2 метра, внутренний всего 1 метр, а длина – 2,5 метра. При подготовке к посадке камера отстреливалась и корабль приземлялся без нее.

Стоит отметить, что полет «Восхода-2» со шлюзовой камерой и экипажем на борту был рискованным, так как предварительно проверить работу всех систем не удалось. 22 февраля 1965 года, меньше чем за месяц до полета Беляева и Леонова, беспилотный корабль «Космос-57» (копия «Востока-2») во время испытательного полета был взорван из-за ошибочной команды на самоуничтожение. Несмотря на это, Королев (главный конструктор всей программы) и Келдыш (Президент Академии Наук СССР), посоветовавшись с космонавтами, решили не отменять запланированный полет.

Должности

В 2006-м Роскосмос и РКК «Энергия» назначили Сергея Константиновича командиром дублирующей команды «МКС-17Д» и основного состава «МКС-19». Спустя год он получил пост вице-президента компании «Энергия», а в 2009-м был освобожден от обязанностей инструктора и испытателя. Эта деятельность сменилась задачами, актуальными для должности начальника НИИ Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Крикалев занимал пост до 2014 года, после чего стал первым замом генерального директора ЦНИИ машиностроения и исполнительным директором Роскосмоса по пилотируемым программам.

В 2019 году бывшего космонавта назначили заместителем председателя совета директоров ПАО «РКК “Энергия”». Сергей Крикалев являлся официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики, и предоставлял информацию СМИ, освещая планы в этой области.

В начале лета 2021 года стало известно, что Крикалев занял должность советника главы госкорпорации. Официально Сергей Константинович был уволен с поста исполнительного директора за нарушение корпоративной этики.

Сергей Крикалев и Александр Волков / «ТАСС»

Пятый полет в космос состоялся в 2000 году. Космонавт дополнил состав команды для экпедиции на МКС, в которой он провел 140 суток. Шестой полет, который состоялся спустя 5 лет, Сергей Константинович вел уже в статусе командира. Он вышел в открытый космос на 4 часа. Это был восьмой опыт Крикалева, сделавший его мировым рекордсменом. За карьеру космонавт провел на орбите 803 дня.

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил, что космонавта не увольняли, а перевели на другую должность, и это нормальная практика для подобной структуры. На место Крикалева был назначен экс-советник Рогозина Александр Блошенко. Однако спустя несколько дней решение было пересмотрено, и Сергей Константинович восстановлен на прежнем месте.

Осенью в интервью исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам рассказал о проекте, который на тот момент был наиболее актуальным. Крикалев объяснил, что между Роскосмосом и Nasa обсуждался вопрос возобновления перекрестных полетов. Основными проблемами в достижении соглашения, по словам Сергея Константиновича, были не столько технические, сколько документальные вопросы, решаемые на уровне правительства.

Работа в НПО «Энергия»

Первая встреча с главным конструктором С. П. Королёвым состоялась в ОКБ-1, где будущий космонавт стажировался и защитил учёную степень. В 1957 году К. П. Феоктистов переходит на работу в ОКБ-1, который в последующем переформировали в научно-производственное объединение «Энергия», и приступает к проектированию первого спутника Земли в качестве начальника проектной экспериментальной группы.

Заместитель начальника особого проектно-конструкторского отдела, начальник сектора, руководитель 9-го секретного отдела – это краткий послужной список К. П. Феоктистова. После формирования первого отряда космонавтов, Константин Петрович знакомит будущих покорителей космоса с устройством корабля «Восток», активным разработчиком которого он являлся. Преподавание материальной части в Центре подготовки космонавтов и первый полёт Ю. А. Гагарина сформировали у учёного желание самому участвовать в космическом полёте.

Юрий Алексеевич Гагарин

Гагарин перед полётом. Фото: Mil.ru

Юрий Гагарин родился в небольшой деревне Клушино под Смоленском. В 6 лет мальчик пошёл в школу, однако учёбу пришлось прервать: началась Великая Отечественная война. Только по окончании её Юрий смог вернуться к обучению уже в городе Гжатск. Мальчик рос очень смышлёным, увлекался музыкой и фотографией. Попав в Саратов, Юрий познакомился с деятельностью К. Э. Циолковского в клубе авиалюбителей. Именно тогда юноша твёрдо решил связать свою жизнь с авиацией.

После окончания техникума Юра поступил в Чкаловское военное авиаучилище. Молодой человек успешно справлялся с управлением самолётом, однако посадка давалась ему нелегко, и было принято решение отчислить Гагарина. Юра уже было отчаялся, но ему дали второй шанс. Оказывается, удачно посадить самолёт Гагарину не позволял маленький рост. Когда на кресло пилота была положена подкладка, юноша легко справился с посадкой.

Однако в космонавтике физические данные Гагарина ему очень пригодились. Когда начался отбор космонавтов, Юрий подал заявку, и она была одобрена. Несмотря на то, что в отряде космонавтов была жёсткая конкуренция, Юрий обошёл соперников благодаря порядочности и открытости. Он всегда честно признавался в трудностях, в то время как его конкуренты заверяли, что подготовка проходит идеально.

Погиб Юрий Гагарин в 1968 году в авиационной катастрофе, а урна с его прахом захоронена в Кремлёвской стене.

Нил Олден Армстронг

Нил Армстронг внутри лунного модуля после выхода в открытый космос. Фото: NASA / Edwin E. Aldrin, Jr.

Не только советские люди достигали успеха в области космонавтики. Нил Армстронг, первый человек на Луне, родился в США, штат Огайо, в 1930 году. Мальчик был членом движения американских бойскаутов, увлекался самолётами. Нилу удалось получить лицензию пилота городской авиашколы. Учёбу в университете Пердью пришлось прервать из-за начавшейся Корейской войны. После армии Нил вернулся в университет и получил степень бакалавра по авиационной технике. В 1952 году Нил стал лётчиком-испытателем, а спустя десять лет Армстронг был зачислен в отряд астронавтов НАСА.

Умер Нил Армстронг в 2012 году от осложнения после операции на сердце, а его прах был развеян над Атлантическим океаном.

Космонавтика

В 1985-м Крикалев стал старшим инженером 191-го отдела и участником восстановительных работ на «Салюте-7». Осенью того же года его пригласили в экспедицию. В 1986-м Сергей Константинович прошел курс по специальности «космонавт-испытатель». Последующие 2 года он провел в работе над проектом «Буран», а в 1988-м вошел в состав команды «Союз ТМ-7».

Началось обучение навыкам бортинженера для дебюта в космосе. Полет состоялся осенью 1988-го. Командиром экипажа был Александр Волков. В задачи Сергея Константиновича входили эксперименты и устранение неполадок на борту. Фото Крикалева появились в газетах. Полет длился 151 день, и космонавт получил за него награду — звание Героя СССР.

Уже в 1990-м он начал подготовку к полету на станцию «Мир», куда отправился в 1991-м. Возвращение домой назначали на осень 1991-го, но летом Сергей Константинович принял на себя обязанности бортинженера в рамках следующей экспедиции. Полет завершился уже весной.

Космонавты отбывали из СССР, а вернулись в Россию. По мотивам этого события был снят фильм «Забытый в космосе». Экспедиция длилась 311 суток, а Крикалеву вручили орден Героя России.

В 1992-м NASA вело отбор российских специалистов для участия в собственной программе. Сергея Константиновича пригласили присоединиться к команде. В 1994-м он стал членом экспедиции STS-60. Это был первый совместный проект американцев и россиян.

В 1998-м Крикалев выступил специалистом в первой команде МКС и в течение нескольких месяцев обеспечивал обслуживание космической станции. Вернувшись на родину, Сергей Константинович прошел повышение квалификации как бортинженер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: