Леонов алексей архипович. первый выход в открытый космос

«Алмаз-2» в открытом космосе

Дата, когда стартовал «Восток-2» с космодрома «Байконур», открыла новую страницу в истории освоения космоса —18 марта 1965 года. На борту — всего два члена экипажа. Для выхода в космос предусматривалась надувная шлюзовая камера из трёх герметичных частей. Её установили вместо одного из иллюминаторов.

К началу эксперимента первый и второй «Алмазы» (такими были позывные экипажа) были в одинаковых скафандрах. Один экипировался для выхода в безвоздушное пространство, другой должен был наблюдать за товарищем из корабля, отслеживать телеметрические показания, поддерживать телефонную связь и быть готовым прийти на помощь, если таковая понадобится.

Леонову предстояло впервые в истории космонавтики покинуть корабль и отдалиться от шлюза: первый раз всего на метр и четыре — на всю длину фала. Эта «пуповина» имела длину 5,35 метра и состояла из стального троса и электрических проводов, крепилась к скафандру и кораблю. Для космонавта это единственная связь и шанс, позволяющий вернуться на «Восход-2».

Пульс участился до 160 ударов в минуту, давление в скафандре повысилось, начала повышаться температура. Космонавт продолжал работу.

Советский космонавт смог совершить подвиг первопроходца — это был Алексей Леонов. Выход в открытый космос длился 12 минут и 9 секунд

Выполнение необычайно важного эксперимента заняло меньше получаса — 23 минуты и 41 секунду. На семнадцатом витке вокруг земного шара планировалось возвращение «Востока-2» на Землю

Первый американец в космосе

Первая американская программа полета человека в космос носила название «Меркурий».

Цель «Меркурия» сводилась к тому, чтобы досконально изучить возможности и последствия полета человека в космос. Для этих целей в начале 1959 г. в США начался отбор добровольцев, которым предстояло стать астронавтами, готовыми отправится в небывалый доселе космический полет для полета на одноместных пилотируемых кораблях-спутниках «Меркурий».

В апреле этого же года стали известны имена астронавтов, которые в ближайшие 2—3 года должны были совершить полет в кабине этого корабля. Это были —Вирджил Гриссом, Гордон Купер, Джон Гленн, Малькольм Карпентер, Уолтер Ширра, Алан Шепард, Дональд Слейтон.

С сентября 1959 по май 1961 г. на баллистические траектории в экспериментальных целях было выведено несколько капсул без человека. Американцы тропились как могли, но все же не успели – первым человеком в космосе стал советский космонавт Юрий Гагарин.

Первый американский астронавт отправился в космос через 25 дней после Гагарина, 5 мая 1961 г. Им стал астронавт Алан Шепард, успешно поднявшийся в космическом корабле «Меркурий» на высоту 186,4 километра, и всего через 15 минут опустившийся в посадочной капсуле в воды Атлантического океана.

Дальность этого полета составила 486 километров, вес капсулы с астронавтом 1832,51 килограмма. Американский астронавт установил мировые рекорды продолжительности, дальности и высоты в классе неорбитальных полетов.

Астронавт Алан Шепард – первый американец в космосе, стартовал через 25 дней после Юрия Гагарина

Непредвиденные осложнения

В Центре подготовки космонавтов большое внимание уделялось всевозможным нештатным ситуациям, которые могли возникнуть во время полёта, и вариантам их преодоления. Впоследствии оказалось, что всё предусмотреть невозможно:

  1. Корабль-дублёр, совершавший полёт без экипажа, погиб. По ошибке он получил команду на самоуничтожение. Не все системы борта прошли проверку.
  2. Всего за день до запланированного старта во время проверки шлюзовой камеры на герметичность произошла авария: камера упала и вышла из строя, получив повреждения. Пришлось в срочном порядке устанавливать другую, которая использовалась во время подготовки — на свой страх и риск. Третьей попросту не было.
  3. Защиту глаз космонавта от солнечных лучей обеспечивал светофильтр. Он нагревался, а так как он был внутри шлема, по лицу Леонова струился пот. Впоследствии фильтры стали устанавливать на внешней поверхности.
  4. Во время пребывания в открытом космосе скафандр стал раздуваться, что затрудняло работу.
  5. Возвращаться на корабль оказалось непросто. Протиснуться в люк шлюзовой камеры новые габариты не позволяли, а проделать это нужно было ногами вперёд. После нескольких неудачных попыток первый советский космонавт, вышедший в открытый космос, решил стравить воздух до минимума и протискиваться в люк головой вперёд, помогая себе руками. Правда, потом нужно было «перекувыркнуться», потому что в кабину иначе не войти из-за особенностей конструкции. При этом диаметр шлюза был всего метр, а скафандр имел 68 сантиметров на уровне плечевого пояса.
  6. На 17 витке, когда планировался выход с орбиты, подвела автоматика: не включилась система ориентации на Солнце. Командиру пришлось ориентировать «Восход-2» вручную, самостоятельно включать тормозные двигатели. При этом у Беляева не было возможности визуально контролировать ситуацию через иллюминатор.

Детство и учёба

Оглавление

  1. Первопроходец космического вакуума родился 30 мая 1934 года в маленьком селе Листвянка Тисульского района. Сейчас это территория Кемеровской области.
  2. В семье Леоновых было 8 детей, Алеша был самым младшим.
  3. В 1936 году отца многодетного семейства из-за доноса репрессировали, и дети с матерью остались без средств. К счастью помогла старшая сестра, которая выйдя замуж, за 22-х летнего Могилёвского парня, в это время жила и работала в Кемерово. В лютый мороз её супруг приехал на розвальнях в Листвянку, укутал всех в тулупы и увёз в город. Все разместились в комнате размером16 квадратных метров барака. Вспоминая детство, Леонов всегда восхищался мужеством этого человека, ведь он приютил у себя семью репрессированного.
  4. В 1939 году отца Леонова реабилитировали, и с приходом кормильца жизнь стала немного легче, но ненадолго, так как в 1941 году началась Великая отечественная война.
  5. Одним из увлечений с детства у Алёши была авиация. Читая конспекты брата, который учился в авиационном техникуме, к моменту окончания школы он уже довольно хорошо знал устройство авиадвигателей, а также теоретическую часть о полётах.
  6. Лет с десяти будущий художник расписывал ковры, по натянутой отцом простыне хозяйственными красками, причём, грунтовку он готовил сам, используя для этого столярный клей, олифу, мел и ржаную муку. Оплату за выполненную работу получал двумя буханками хлеба.
  7. Алексей начинал учиться в кемеровской школе №35, а заканчивал учёбу в средней школе № 21 в Калининграде, куда переехала вся семья в 1948 году.

Подготовка

Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.

Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.

Космонавтика

После неудачи с академией художеств Леонов поступил в начальную авиационную школу в Кременчуге, куда как раз проводился комсомольский набор. По завершению обучения в 1955 году юный летчик продолжил образование в высшем Чугуевском авиационном училище, где и получил специальность летчика-истребителя. После окончания училища с 1957 года по 1959 год Алексей Леонов служил в десятой гвардейской авиационной дивизии в Кременчуге, с 1959 по 1960 годы – в Германии, в составе советских войск.

Осенью 1959 года Алексею Архиповичу было суждено еще раз круто изменить судьбу. Именно тогда он познакомился с руководителем Центра подготовки космонавтов (ЦПК), полковником Карповым. На первой отборочной комиссии в Сокольниках Леонов впервые встретился с Юрием Гагариным, с которым впоследствии его связала крепкая дружба.

В 1960 году Алексея Леонова зачислили в особый отряд. Далее последовали курсы ЦПК и бесчисленные тренировки. В 1964 году конструкторское бюро под руководством Королева начало постройку нового космического корабля, позволявшего космонавтам выходить в безвоздушное пространство. Этим кораблем стал «Восход-2».

К полету готовились два экипажа. В основном составе числились Алексей Ленов и Павел Беляев, их дублерами были космонавты Хрунов и Горбатко. Исторический полет и первый выход человека в космос состоялся 18 марта 1965 года.

После полета на «Восходе-2» Леонов входил в группу космонавтов, которых готовили для полета и высадки на Луну, но в итоге программа была закрыта. Очередной выход Леонова на земную орбиту состоялся в 1975 году, когда была произведена легендарная состыковка советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

В 1982-1991 годах Леонов был первым замом начальника ЦПК, в 1992 году вышел в отставку.

«Восход» и «Беркут»

Специально для операции «Выход» был разработан космический корабль «Восход-2», и Леонов первым активно «обживал» эту машину на Земле. На корабле была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Именно через нее он и должен был выйти в открытый космос. Тренировки шли на борту реактивного Ту-104 — внутри самолета установили точную копию «Восхода» — и Леонов «выплывал» из нее в условиях искусственной невесомости. Для выхода в открытый космос на предприятии «Звезда» создали мягкий скафандр «Беркут». В ранце размещались три кислородных баллона. После того как Леонов испытал его в космосе, прислушавшись к его замечаниям, ученые создали более совершенную модель, «Ястреб».

Космонавт Алексей Леонов во время передачи в дар Третьяковской галерее своей картины «Алексей Леонов, «Восход-2», 18 марта 1965 года. Первый выход в космос»

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Разумеется, всё держалось в строгом секрете. Состав экипажей огласили за два дня до полета: основной — подполковник Павел Беляев (командир корабля) и майор Алексей Леонов (второй пилот, выходящий в космос); запасные — майор Дмитрий Заикин и майор Евгений Хрунов.

Последнее наставление Королева запомнилось Алексею Архиповичу на всю жизнь: «Ты там на рожон не лезь. Не мудри. Просто выйди из корабля, помаши нам рукой и — назад». Сергей Павлович считал, что нужно немного охладить Леонова, который вообще-то любил рискнуть.

Приземление: зарегистрирован рекорд

Казалось бы, все сложности позади, но на обратном пути в автоматической системе ориентации корабля начались сбои, позже она полностью вышла из строя. Поэтому экипажу пришлось управлять кораблем вручную. Ракета приземлилась в 180 км от Перми, далеко от людей. Экипаж нашли через 4 часа в лесах, но эвакуировать смогли только через два дня, потому что был глубокий снег. Домой космонавты вернулись 19 марта.

Мировой рекорд по продолжительности нахождения человека в открытом космосе вне корабля был зафиксирован 20 октября 1965 года. Тех, кто первым вышел в космос наградили почетными медалями: Павла Беляева – медалью федерации, а Алексея Леонова – Золотой медалью «Космос».

Последователи

Первый выход в открытый космос советский экипаж осуществил на 2,5 месяца ранее, чем команда астронавтов Соединенных Штатов.

Первым пилотом США, который был в открытом пространстве, был Э. Уайт. Это случилось в самом начале лета 1965-го. Продолжительность пребывания в космическом пространстве – двадцать две минуты.

А весной 2001-го соотечественница Уайта С. Хелмс побила рекорд, связанный с продолжительностью пребывания в космосе. Эта американка находилась в пространстве почти девять часов!

Безусловным рекордсменом по количеству выходов стал отечественный космонавт А. Соловьев. Шестнадцать раз ему пришлось выходить в открытый космос. При этом общая продолжительность его пребывания там составляет более чем восемьдесят два часа, что, по сути, является также рекордом.

Первым же человеком, который вышел в межпланетное пространство, был А. Уорден из США. Он являлся одним из участников знаменитой лунной экспедиции. Астронавту пришлось выйти в космос с целью перенести готовые негативы из одного модуля в другой.

Ну а первой женщиной, которая вышла в космос, была Светлана Савицкая. Ее выход в открытое пространство состоялся в середине лета 1984-го…

Шаг 2. Кемеровский барак

Когда Алексею Леонову было всего 2 года, жизнь семьи резко изменилась – не в лучшую сторону. Родители ожидали рождения еще одного малыша, когда Архипа сослали в сибирские лагеря по ложному доносу – как врага народа. Семье опального председателя больше не было места в родной Листвянке – все имущество было конфисковано. Беременной Евдокии с малышами повезло – ее старшая дочь к тому времени вышла замуж и жила в Кемерово. У них с мужем была комната в бараке – 16 квадратных метров. Молодой рабочий не испугался дать приют семье врага народа, и это, возможно, спасло не только здоровье, но и жизнь будущего космонавта.

Усовершенствованный космический корабль

Корабль «Восход-2» — это усовершенствованная версия аппарата, на котором в далеком 1964-м был совершен полет сразу трех пилотов, о чем говорилось чуть выше.

Новый же звездолет был приспособлен для полета двух космонавтов. На нем и должен был совершить космонавт Леонов выход в открытый космос. На борту была предусмотрена специальная надувная шлюзовая камера для выхода в космическое пространство. Система устройства была следующей: надувалась камера, которая уже была готова принять пилота. Когда же осуществлялась подготовка к приземлению, камера автоматически «отстреливалась», и сам космический аппарат спускался без нее.

Между прочим, весь этот эксперимент с камерой и космонавтами был довольно рискованным. Дело в том, что специалисты не успели досконально проверить работу абсолютно всех систем. За один месяц до полета беспилотный космический аппарат по ошибке был взорван. После этого инцидента С. Королев и М. Келдыш имели длительную беседу с пилотами. В итоге запланированный выход космонавта Леонова в открытый космос не был отменен.

Шаг 8. «Беркут»

Разумеется, тот тип скафандров, который использовался космонавтами внутри кораблей, не подходил даже для кратковременного нахождения во Вселенском вакууме. Был разработан новый вариант конструкции скафандров. Модель получила наименование «Беркут», ее вес составлял сто килограммов. Навыками движения в скафандре в условиях невесомости будущие космонавты обзаводились в самолете ТУ-104. Кратковременная невесомость создавалась, когда самолет летел по определенной траектории. В среднем тренировка в полете длилась около 90 минут, из которых около двух проходили в невесомости.

Последнее испытание

Оно настигло Беляева и Леонова уже не в космосе. Приземление произошло далеко от запланированного места: вместо казахской степи космонавты оказались посреди заснеженного дикого леса за 30 километров от Березников, небольшого города в Пермской области.

Рассчитывать на то, что удастся быстро отсюда выбраться, не стоило. Поэтому нужно было что-то предпринимать самостоятельно. Позже Алексей Леонов рассказывал, что из-за пота в его скафандре было много влаги, почти шесть литров. Сняли с себя всё, одежду отжали, а из скафандра убрали жёсткие элементы. Потом то, что осталось, надели и обмотались стропами. Благодаря девяти слоям алюминизированной фольги и дедерону удалось не замёрзнуть.

Благодаря яркому парашюту, повисшему на ветвях, место приземления с воздуха обнаружили довольно быстро, но вот спасатели добрались до него только на следующий день. Быстро развели костёр и соорудили домик. Космонавты смогли даже обмыться, да и настроение существенно улучшилось: несмотря на то, что нужно ещё одну ночь провести в лесу, они уже не одни. На следующий день они на лыжах отправились к ожидавшему их вертолёту.

Тогда многое происходило в первый раз: у космонавтов, конструкторов и учёных просто не было опыта. Но это не останавливало отважных испытателей. Благодаря их самоотверженности началась удивительная эпоха освоения космических просторов, расширившая возможности человечества в самых разных областях — от военных разработок до спутниковой связи.

Противоречия в иллюстративных материалах[править]

Иллюстративные материалы, представленные для этого полета, содержат противоречия.

Фото РИА Новости. На заднем плане — непонятный фон, который не похож на вид Земли из космоса.

В издательстве «Прогресс» (Москва) в 1977 г. вышла книга А. А. Леонова «Солнечный ветер» с иллюстрациями автора.

На этом рисунке (со страницы 2 данной книги) люк космического корабля «Восход-2» выглядит цельнометаллическим и содержит четыре поручня-скобы. Внутри-гофрирован, снаружи — гладок. Расположение приборов на рукаве скафандра отличается от фото.

На этом рисунке (из этой же книги, стр. 8-9) рукоятка и корпус, а также камера, даны крупным планом. Объектив камеры проходит по ее центру. Сама камера имеет немного другую форму. Лицевая стеклянная часть скафандра — круглая, тогда как на фото и рисунке выше она близка к овалу.

На рисунке ниже из этой же книги (страницы 12-13) шлюз приобрел гофрированную форму и лишился поручней. Другой внешний вид имеет и Восход-2. Солнце имеет красный свет, тогда как его делает таковым атмосферная пыль.

На рисунке ниже из этой же книги (страницы 52-53) шлюз снова показан с ручками (место крепления и изгиб ручек отличается от предыдущих иллюстраций). На груди у Леонова нарисован фотоаппарат, который присутствует на рисунке со страницы 2 в несколько другом виде, и отсутствует на других рисунках и фотографиях. Снимки с этого фотоаппарата не удается найти в интернете. Иллюминатор скафандра стал снова круглым. Внешний вид устройств, закрепленных на правой руке, снова отличается.

Ниже показаны другие рисунки с изображением Восхода-2 и выхода А.Леонова в открытый космос, которые были найдены в интернете.

Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза А. А. Леонов, почётный член Российской академии художеств, член Академии изобразительных искусств США, на фоне своей картины. Рукояток-поручней все-таки нет.

Антенны изогнутой формы изображены то спереди, то сзади аппарата.

Здесь устройство в виде шляпки имеет то конусообразный вид, то состоит из нескольких конусов. Отличается также поверхность сферической части — гладкая или сотовая.

Здесь непонятна конфигурация аппарата. Если мы смотрим с торца, то далеко уехала его хвостовая часть (которая, кстати, слегка различается на всех рисунках). Торец шлюза — сегментированный, тогда как на других рисунках он — гладкий.

Леонов парит на фоне Черного моря. Отличается форма лобового стекла у скафандра. Не изображен шлейф, но показан фотоаппарат.

Первый выход в открытый космос

Старт корабля с «Байконура» прошел успешно и далее полет проходил в штатном режиме. Планировалось, что «Восток-2»должен сделать семнадцать витков вокруг Земли. На втором витке Леонов должен был выйти в безвоздушное пространство через специальный шлюз. Так все и произошло. Напарник Алексея, капитан корабля Павел Беляев, оставался на борту и наблюдал за происходящим при помощи телекамер.

Памятник Алексею Леонову в Кемерово / Nick Patrin, «Википедия»

Алексей Леонов провел в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Космонавта снимали две статичные камеры, еще одна камера была у него в руках. Наряду с восторгом от увиденного и значимости совершенного подвига Алексей Архипович испытывал и неприятные ощущения.

В скафандре было невыносимо жарко, пот заливал глаза, у космонавта началась тахикардия, поднялась температура. При возвращении на корабль тоже возникли проблемы. От пребывания в вакууме скафандр Леонова раздулся, и протиснуться в отверстие шлюзовой камеры было невозможно. Ему пришлось стравливать давление, чтобы объемы костюма пришли в норму. Учитывая, что руки у него были заняты камерой и страховочным тросом, это было нелегко.

Наконец космонавт попал в шлюзовой отсек, но тут его ждала очередная неприятность. При отсоединении шлюзовой камеры произошла разгерметизация корабля. Решить эту проблему удалось подачей кислорода, в результате чего у экипажа началось перенасыщение.

Справившись с неисправностями, космонавты приготовились совершить автоматическую посадку в штатном режиме, но не тут-то было. Корабль должен был пойти на снижение на семнадцатом витке вокруг Земли, однако система вышла из строя. Павлу Беляеву пришлось срочно взять управление на себя. Капитан уложился в 22 секунды, но и этой разницы во времени хватило, чтобы экипаж приземлился в 75 километрах от запланированного места. Произошло это в 200 км от Перми, в тайге, что весьма затруднило работу поисковиков.

Алексей Леонов в открытом космосе

Спустя четыре часа пребывания в снегу, на морозе, космонавтов обнаружили спасатели. Героям помогли добраться до ближайшего деревянного дома в лесу, затем расчистили площадку для посадки вертолета, и только спустя двое суток экипаж «Востока-2» был благополучно эвакуирован и перевезен в Москву.

В 2017 году на экраны страны вышел фильм «Время первых», посвященный подвигам и будням советской космонавтики, с Константином Хабенским и Евгением Мироновым в главных ролях. 

Советское устройство 21 КС

Подобное перемещение имело ряд недочетов.

  1. Ранец с запасом сжатого газа и системой управления
  2. Сопла бокового смещения
  3. Отгибаемые подлокотники с рукоятками управления

Пятьдесят лет назад всем казалось, что космос без пяти минут освоен и вот-вот мы начнем строить колонии на Луне. Но чтобы строить дивный новый мир на орбите, безусловно, требовались устройства для индивидуального передвижения. Реактивные пистолеты быстро отошли на задний план, поскольку «целиться» приходилось в пустоту, а выстрелы не всегда попадали в «яблочко». Безвоздушный строитель должен четко и надежно ориентироваться в пространстве, попадать именно в ту точку, в которую хочет, иметь большую автономность и выбор действий для комфортной работы.

Находчивость и талант

Когда Леонов и Кубасов оказались на борту “Союза”, перед полетом сломался телепередатчик, что означало срыв трансляции и международные слухи. Откладывать полет было невозможно. Космонавты отремонтировали прибор, но потратили на это целую ночь.

Раньше космонавтам выдавались ножи из закаленной стали. Алексей Архипович руками сломал нож на глазах у вышестоящих. После этого ему разрешили пользоваться перочинным ножом из обыкновенного магазина. Этот нож стал спасительным, так как в нем была еще отвертка.

История с ножом дала толчок к созданию американского фильма “Армагеддон”, в котором снят момент про космонавта из СССР, чинившего орбитальную станцию гаечным ключом.

Леонов был талантливым живописцем. В 70-е годы он и художник Андрей Соколов создали 14 марок СССР с космической тематикой.

«Алмаз-2»

Сразу же после подъема на орбиту, экипаж стал готовиться к
выходу в космос. В начале второго витка корабля
вокруг Земли была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры, а через
шесть минут, в 11.34, Леонов вышел из нее в космическое пространство. С кораблем
его связывал фал длиной 5,35 метра, который состоял из стального троса и
проводов для передачи данных о физическом состоянии, технических измерений,
телефонной связи с командиром.

«Первое, что я увидел, когда приоткрылся люк, был
яркий-яркий свет. Проверил на шлеме защитное зеркало из золоченого стекла почти
стопроцентной плотности. Я обязан был закрыть стекло полностью, но оставил
маленькую щель, потому что решил: я должен увидеть Вселенную своими глазами
такой, какая она есть! Однако свет Солнца был сильнее электросварки, и мне
пришлось опустить светофильтр. Вырвалось неожиданное: «А Земля-то
круглая…»», — рассказывает после полета Леонов.

В открытом космосе он выполнил ряд заданий. Совершил пять
отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на
минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а
остальные на полную длину фала.

Дальше последовал короткий доклад на Землю: «Все сделано по плану. «Алмаз-2» готовится к входу». И тут возникли сложности. Инструкция предписывала
возвращаться в шлюз ногами вперед. Леонов подтянулся к обрезу люка, но
втиснуться в шлюз не смог. Как оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного
давления и стал более жестким, сковав движения. Он сделал несколько
безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20
минут, которые заканчивались.

«Я принимаю решение сбросить давление, чтобы убрать жесткость
скафандра. А при этом что может произойти? Закипание азота в крови. Тогда
крышка! Глаза проваливаются! Но у меня выбора нет. И я молча все это проделываю.
Сбросив давление, меняю позицию», — продолжает Леонов. 

Скафандр немного уменьшился в размерах и вопреки инструкции,
предписывающей заходить в шлюз ногами, космонавт протиснулся в него головой
вперед. Уже в шлюзе он разворачивался, так как иначе ему бы не удалось перейти
в корабль. Сделать это было крайне сложно: внутренний диаметр шлюза — один
метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. Но Леонову удалось. По
его словам, за полтора часа он сбросил 6 килограммов. Первые на орбите: как дворняги космос покоряли

После его отчитали за то, что не доложил о ЧП в Центр управления
полетами и нарушил инструкцию. «Я им говорю: послушайте, у меня оставалось жизни
в скафандре — на тридцать минут. И если бы я вам доложил, что вы стали бы
делать? Вы бы стали немедленно формировать комиссию. И формировали бы ее минут
двадцать. А дальше что? А дальше вы бы меня начали расспрашивать, и расспрашивали
бы минут тридцать», — сетовал Леонов.

Разбор той ситуации прекратил Королев, сказав лишь: «Алеша
прав».

Шаг 10. Возвращение

Вернуться на Землю оказалось намного сложнее, чем отправиться к звездам. Проблемы с «Беркутом» оказались только началом цепи нештатных ситуаций на борту. После возвращения Леонова на борт недостаточно плотно закрылась крышка люка. Она встала на место только тогда, когда давление в кабине превысило нормальные показатели почти в полтора раза – космонавты выжили, но получили кислородное отравление.

Изначально «Восход-2» должен был садиться в автоматическом режиме, однако при отсоединении щлюзовой камеры системы автостабилизации и ориентации корабля вышли из строя. Впервые в истории космический корабль посадили в ручном режиме, причем из-за расположения визира одному из космонавтов пришлось лечь поперек кабины и рассказывать о положении Земли второму, наблюдая за ней через иллюминатор.

Приземление оказалось удачным для космонавтов. «Восход-2» оказался в глухой тайге к северу от города Пермь. В официальных сообщениях это место впоследствии именовали «запасным районом». Космонавты были доставлены на Байконур только на третьи сутки после приземления.

Мы вышли в космос

Дальше все пошло не по плану. Сразу после того как Леонов оказался в открытом пространстве, его скафандр увеличился. Причиной послужила разница давления. Проблема заключалась в том, что инженеры не предусмотрели такую ситуацию, и ширина шлюзовой камеры была слишком маленькой. Леонов принял решение стравливать в защитном костюме давление, хотя это было очень опасно. Кроме этого, вошел космонавт в шлюз с нарушением инструкции – головой вперед. Из-за этого ему пришлось переворачиваться в очень сжатом пространстве для того, чтобы закрыть люк.

Алексей Леонов провел в открытом космосе 23 мин.41 сек., вне корабля в свободном полете он был 12 мин. 9 сек. В общем полет продолжался – 26 ч. 2 мин.

С Земли за происходящим наблюдали с большим волнением. Благодаря двум установленным на корабль камерам, а также кинокамере у Леонова мир увидел выход человека в космос.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: