Моруков, борис владимирович

Полет в Космос

Валентина Терешкова полетела в космос в 1963 году: 16 июля первая в мире женщина-космонавт на корабле «Восток-6» отправилась покорять небо. У всех космонавтов и экипажей были свои позывные. Для Терешковой космический позывной придумал сам Юрий Гагарин – Валя стала «Чайкой». За 70 часов 50 минут «Чайка» совершила 48 оборотов вокруг нашей планеты.

Фото Роскосмос

Триумфальный полет Терешковой получил высокую оценку ученых всего мира. Со стороны все выглядело безупречно: по словам Николая Каманина, подготовка к старту и сам старт прошли на высшем уровне. Все службы сработали с исключительной четкостью и слаженностью. Оптимизм Терешковой, её действия во время вывода корабля на орбиту, четкие доклады не вызывали ни малейшего сомнения: все идет превосходно! «Ее старт был лучше, чем у Николаева и Поповича!» – восхищались Валей в Центре управления полетами.

Но на самом деле Валентине после старта пришлось очень тяжело. Самочувствие «Чайки» ухудшилось: из-за тошноты она не могла есть, ее мучили вялость и боль в голени. По мнению медиков, такое состояние могло быть следствием огромного психоэмоционального напряжения, ведь вылет задержали на сутки. Выполнение программы полета давалось Валентине с трудом, некоторые эксперименты так и остались невыполненными. После успешного старта у руководителей полета возникла мысль продлить время пребывания Терешковой на орбите, но вскоре мнение кардинально изменилось: возвратить «Чайку» на Землю решили как можно быстрее.

Фото Роскосмос

Во время последнего сеанса связи, когда необходимо было поговорить с Терешковой о посадке, выяснилось, что Валентина заснула. Сон не по расписанию считается у космонавтов грубым нарушением. Безуспешно попытавшись разбудить девушку, руководство обратилось за помощью к также находившемуся на орбите «Ястребу» – Валерию Быковскому. «Восток-5» и «Восток-6» имели прямую радиосвязь. «Космическому брату» удалось разбудить «сестру». У руководства была чрезвычайно серьезная причина для беспокойства: из-за технических неполадок на борту могла возникнуть необходимость ручной посадки. В этом случае, если Терешкова не сможет справиться с ориентацией, корабль не сойдет с орбиты.

К счастью, все обошлось. Посадка прошла в автоматическом режиме, а Валентина катапультировалась на парашюте. Она очень опасалась, что угодит прямо в озеро. Этой неприятности удалось избежать, зато в момент приземления девушка сильно ударилась головой о шлем, до крови разбив нос. В Алтайском крае, на месте приземления первой женщины-космонавта, был установлен памятник Валентине Терешковой.

Фото Роскосмос

Приземлившись, Валя совершила еще одно непростительное нарушение. Безумно соскучившись по земной пище, она тут же угостилась тем, что принесли местные жители, а космические тюбики с едой раздала им на память. А ведь вернувшаяся с орбиты пища была предназначена для изучения специалистами. К тому же после того, как Валя отведала земных угощений, о чистоте медицинского эксперимента не могло быть и речи.

Как стало известно впоследствии, Терешкова, будучи на орбите, не внесла все положенные записи в бортовой журнал, поэтому поспешно сделала это уже на Земле. За все свои «косяки» Валентина получила серьезный нагоняй от Королева: после разговора с конструктором ее видели с заплаканными глазами. Кроме того, ходили слухи, что Сергей Павлович попросил Терешкову не распространяться о настоящих причинах возникших на борту проблем.

На трибуне Мавзолея 22 июня 1963 года

Накануне пятидесятилетнего юбилея полета Валентина Владимировна все-таки рассказала: программа космического корабля содержала ошибки, поэтому ее пришлось срочно корректировать. Если бы этого сделать не удалось, корабль вместо снижения с каждым витком отдалялся бы от Земли и неминуемо погиб. Проблему устранили лишь на вторые сутки полета. Королев настолько расстроился, что даже отказался от дальнейших планов насчет женщин-космонавтов.

Детство и юность

В начальных классах мальчик учился в школе № 5 Василеостровского района в Санкт-Петербурге. Сегодня это учебное заведение названо в честь Карла Мая. Позже Андрей получал образование в физико-математической школе № 30 родного города.

Когда мальчик учился во втором классе, на телеэкраны вышел фильм «Укрощение огня», который произвёл на Андрея большое впечатление. Именно после просмотра этой киноработы мальчик стал жить мечтой о космических пространствах. Также в этот период Андрей прочёл космическую сказку Георгия Садовникова «Продавец приключений».

Мальчик регулярно стал читать литературу писателей-фантастов, среди которых Сергей Снегов, Сергей Павлов, Станислав Лем, Рэй Брэдбери, а также братья Стругацкие. Каждый раз, читая произведения этих писателей, Андрей получал большую эмоциональную подпитку к исполнению своего заветного желания – стать космонавтом.

В 1980 году Андрей Борисенко стал выпускником юношеского клуба космонавтики имени Титова в ленинградском Дворце пионеров. Занятия в клубе помогли молодому человеку понять, что космонавтика является не только его мечтой, но и смыслом жизни. В клубе юноша познакомился с преподавателями, студентами и выпускниками Военмеха. Выпускной работой юноши в 1980-ом году был реферат на тему: «Космос 2000-го года».

После получения школьного аттестата в 1981 году юноша поступил в Военно-механический институт имени Устинова в Санкт-Петербурге на специальность – динамика полёта и управления. В 1987 году Андрей успешно окончил технический вуз и получил квалификацию инженера-механика.

биография

Моруков окончил среднюю школу в 1967 году и получил M.D. от 2-го Московского медицинского института (ныне Российский Государственный Медицинский Университет ) в 1973 г. Он присоединился к профессору в г. Космос, авиация и военно-морской медицины в Институте биомедицинских проблем в 1978 году и получил Кандидат наук по этим дисциплинам в 1979 году. Как врач-космонавт Моруков закончил медицинский обучение в кардиология, гастроэнтерология, отоларингология, стоматология, офтальмология, и сердечно-легочная реанимация между 1989–91 гг. В 1995 году прошел углубленный курс неотложной медицинской помощи. В 1996 году прошел курс медицинского обучения в г. эндокринология и гематология.[нужна цитата ]

С октября 1990 г. по февраль 1992 г. Моруков прошел базовый курс космической подготовки в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина. Более двух десятилетий он участвовал в обеспечении медицинских операций при пилотируемых космических полетах. В 1979-80 гг. Оказывал медицинское сопровождение длительных космических полетов на космической станции »Салют 6 «в качестве сотрудника в Центр управления полетами. В 1982–87 гг. Моруков координировал научные проекты, посвященные разработке мер противодействия негативным метаболическим изменениям, которые происходят во время гипокинезия и микрогравитация. Его особый научный интерес в этой области коррекция обмена кальция. Он организовал серию экспериментов с длительным наклоном головы вниз, в том числе 370-дневный эксперимент, посвященный экспериментальным испытаниям комплекса противодействия длительным космическим полетам. Он участвовал в совместном американо-российском медицинском эксперименте на СТС-60, Мир 18 / СТС-71 и все остальные Мир-НАСА Проектные миссии. В 1995-98 гг. Он работал координатором экспериментов по наукам о жизни человека в научной программе НАСА-Мир. Он опубликовал более 100 научных работ и имеет патенты за четыре изобретения.[нужна цитата ]

Опыт космических полетов

Впервые Моруков был отобран на службу в космонавты-медики в 1976 году. В соответствии с его квалификацией ему постоянно предлагали выбор в качестве космонавтов, и в 1989 году он был выбран в качестве космонавта-исследователя. космонавт-исследователь Института медико-биологических проблем. С января по июль 1993 года Моруков прошел курс технической, медицинской и научной подготовки в качестве космонавта-исследователя полета космонавта-врача на борту. Мир Проект станции (во время миссий Мир 15-17). С ноября 1997 года по февраль 1998 года он прошел регулярный курс технической подготовки, который включал системы российского сегмента МКС. С августа 1998 г. по январь 1999 г. Моруков прошел курс подготовки летных хирургов в г. Космический центр Джонсона.

Моруков служил в экипаже СТС-106 (8–20, 2000). Экипаж СТС-106 успешно подготовил Международная космическая станция для прибытия первого постоянного экипажа. Пять астронавтов и два космонавта доставили более 6600 фунтов материалов и установили батареи, преобразователи мощности, а туалет и беговая дорожка на космической станции. Два члена экипажа вышли в открытый космос, чтобы подключить кабели питания, данных и связи к вновь прибывшим. Сервисный модуль Звезда и космическая станция. Моруков находился в космосе 11 дней 19 часов 10 минут.

Личная жизнь

Впервые Валентина Терешкова вышла замуж сразу после своего полета, в 1963 году. Свадьба с космонавтом Андрияном Николаевым превратилась в грандиозное общественно-политическое событие

Торжество удостоил своим вниманием сам Н.С. Хрущев – тогдашний глава государства

Ходили слухи, что и сосватал Валентину не кто иной, как Хрущев: это якобы был показательный «проект» счастливой советской космической семьи. Однако Терешкова категорически отвергла подобную версию, признавшись, что Николаев был неравнодушен к ней еще до полета. Романтические отношения между Валентиной и Андрияном завязались во время отдыха в санатории «Чемитоквадже», расположенного на побережье Сочи.

Свадьба Валентины Терешковой и Андрияна Николаева. Фото: РИА Новости

Пара прожила в браке почти двадцать лет, воспитала дочь Елену. Девочка стала первым в мире ребенком, родившемся после того, как его отец и мать побывали в космосе

Естественно, внимание медиков к ней было повышенное. Доктора опасались, не появится ли у Терешковой ребенок с врожденными уродствами, ведь подобное наблюдалось у собак, вернувшихся с орбиты.  Всю беременность, протекавшую тяжело, Валентина провела в стационаре

Лена родилась слабенькой, но совершенно нормальной.

Муж Терешковой Валентины, Андриян Николаев, слыл чрезмерно авторитарной личностью, и именно это привело их брак к краху. Сама Валентина Владимировна впоследствии признавалась, что в работе супруг был «золотом», а вот в семье «деспотом». Развелись Валентина и Андриян в 1982 году, когда их дочка достигла совершеннолетия.

Во второй раз Валентина вышла замуж за заведующего Институтом травматологии и ортопедии Юлия Шапошникова. К сожалению, в 1999 году мужчина скончался от онкологического заболевания.

Мать Валентины Терешковой с внучкой Еленой. Фото: РИА Новости

Елена Николаева, дочь Терешковой, связала свою жизнь с медициной – стала хирургом-ортопедом. «Космическая дочка» побывала замужем дважды, причем оба раза за летчиками, и подарила Валентине двух внуков: Алексея Майорова и Андрея Родионова.

Опыт космических полетов

Впервые Моруков был отобран на службу в космонавты-медики в 1976 году. В соответствии с его квалификацией ему постоянно предлагали выбор в качестве космонавтов, и в 1989 году он был выбран в качестве космонавта-исследователя. космонавт-исследователь Института медико-биологических проблем. С января по июль 1993 года Моруков прошел курс технической, медицинской и научной подготовки в качестве космонавта-исследователя полета космонавта-врача на борту. Мир Проект станции (во время миссий Мир 15-17). С ноября 1997 года по февраль 1998 года он прошел регулярный курс технической подготовки, который включал системы российского сегмента МКС. С августа 1998 г. по январь 1999 г. Моруков прошел курс подготовки летных хирургов в г. Космический центр Джонсона.

Моруков служил в экипаже СТС-106 (8–20, 2000). Экипаж СТС-106 успешно подготовил Международная космическая станция для прибытия первого постоянного экипажа. Пять астронавтов и два космонавта доставили более 6600 фунтов материалов и установили батареи, преобразователи мощности, а туалет и беговая дорожка на космической станции. Два члена экипажа вышли в открытый космос, чтобы подключить кабели питания, данных и связи к вновь прибывшим. Сервисный модуль Звезда и космическая станция. Моруков находился в космосе 11 дней 19 часов 10 минут.

Очередь на МКС

Но почему так долго приходится ждать первого опыта космического полета? Связано ли это с тем, что именно столько необходимо готовиться профессионалу для того, чтобы полететь в космос?

Нет. Этот срок скорее обусловлен той очередью, в которой стоят космонавты в ожидании долгожданного старта с космодрома Байконур.

Для сравнения: из восьми астронавтов NASA набора 2013 года в космос слетали уже шесть астронавтов, при том, что собственные американские корабли после долгого перерыва начали доставлять людей на орбиту только в 2020 году. 

Из российского набора 2012 года в космос пока полетел только Петр Дубров, стартовав 9 апреля 2020 года на «Союзе МС-18».

Почему так происходит? Российская программа пилотируемых полетов на МКС часто становится заложницей внешних условий. Катастрофа американского шаттла «Колумбия» в 2003 году задержала очередь полетов российских космонавтов, так как пришлось доставлять американских астронавтов на «Союзах», к этому же привели туры на МКС семи космических туристов в нулевые годы. В 2017-2019 годах пять мест на «Союзах» были отданы астронавтам NASA в зачет долга РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») перед корпорацией «Боинг» за плавучий космодром «Морской старт», который в итоге простаивает рядом с Владивостоком. Каждое такое обстоятельство влияет на судьбы российских космонавтов, срок ожидания полета которых увеличивается, а количество полетов сокращается.

Старт шаттла «Колумбия» с мыса Канаверал и экипаж челнока перед запуском, 16 января 2003 г. Фото: Reuters / AP

Похожая ситуация произошла в 2021 году. В мае планировался старт к МКС нового крупного российского модуля, событие крайне неординарное — запуска Многофункционального лабораторного модуля «Наука» ждали больше десяти лет. Российские экипажи должны были выполнить работы по интеграции научного модуля в состав станции, как внутри, так и снаружи модуля, совершая выходы в открытый космос в скафандрах «Орлан». В совокупности для этого нужно 10-12 выходов. Каждый такой выход требует много усилий, как у экипажа, так и у специалистов Центра управления полетом. Логично было бы иметь на российском сегменте полный экипаж из трех космонавтов, чтобы обустраивать новый модуль, заниматься техническим обслуживанием станции и проводить научные эксперименты.

Но уже в конце 2020 года стало понятно, что внешняя ситуация вновь меняется. 

Сначала появилась информация, что Роскосмос и «Первый канал» решили снимать художественный фильм на борту станции, а потом, что в весеннем экипаже одно место продано для американского астронавта Марка Ванде Хая.

Весной 2020 года стало точно известно, что в октябре на МКС полетят два «внеплановых» участника полета: режиссер фильма «Вызов» Клим Шипенко и главная героиня актриса Юлия Пересильд. На случай каких-либо происшествий были назначены и дублеры: актриса Алена Мордовина и оператор-постановщик Алексей Дудин.

В сухом остатке из шести профессиональных космонавтов, планируемых в экипажи, трое остались на Земле, ожидая следующего назначения.

Как переехать в космосе: короткий чек-лист

Как уже было сказано, перелететь с одного объекта на орбите на другой — непростая задача. Чтобы это провернуть, сначала стоит свериться со списком необходимого. Вот что точно понадобится:

  • центр управления полетами;
  • космодром, приспособленный для запуска различных ракет;
  • комплекс для подготовки космонавтов;
  • две станции на орбите;
  • корабль для экипажа и ракета-носитель для него;
  • два-три грузовых корабля и ракеты-носители к ним.

Дальнейший план действий будет выглядеть как-то так:

Научиться хитрым гравитационным маневрам. Так, чтобы быстрее приблизиться к другому объекту, кружащему над Землей, нужно… затормозить, чтобы оказаться на более низкой орбите. Чтобы было понятнее, представьте беговой стадион: внутренняя дорожка на нем всегда короче внешней. Так и на орбите: объект, который находится ближе к Земле, совершает виток быстрее, и наоборот.
Теперь можно приступать к первым маневрам. Чтобы совершить перелет со станции на станцию, придется примерно выровнять орбиты станций и устроить настоящий космический танец между ними

Тут важно выбрать удачные точки для торможений и разгонов: одним изменением высоты на каких-то 13 километров можно сократить расстояние между объектами с 4000 до 2500 километров и сэкономить огромное количество топлива, которое на орбите на вес золота. Делать коррекции орбиты придется до самого окончания экспедиции: лучше доверить это опытным баллистикам из ЦУПа

Например, в 1986 году было сделано несколько таких маневров как до вылета «Союза Т-15», так и после. Сами же станции дважды оказывались очень близко: один раз «Салют» пролетел в двух километрах над «Миром», а в другой — «Мир» над «Салютом».
При коррекции орбит станций стоит по максимуму использовать грузовые и беспилотные корабли, в первую очередь для доставки топлива. Например, для сложных маневров станции «Мир» во время экспедиции «Союз Т-15» ушло больше тонны топлива (1050 кг). Значительную его часть доставили грузовые корабли «Прогресс-25» и «Прогресс-26», а также «Союз ТМ-1», выполнявший беспилотный тестовый полет.
Не менее важно подобрать опытный экипаж. Как бы ни были профессиональны специалисты на Земле, всю основную работу будут делать космонавты, и от них зависит успех миссии. Например, благодаря мастерству Леонида Кизима удалось сохранить огромное количество топлива при стыковках, и во многом поэтому возвращение с «Салюта» на «Мир» стало возможным.
Дальше остаются мелочи: продумать логистику, отточить работу космонавтов и провести миссию.

Маневры станции «Мир» перед первым перелетом (слева) и перед вторым (справа). Источник

Комментарии

Маланьин Сергей Игоревич

потомственный врач

Кудж Станислав Алексеевич

российский ученый, доктор технических наук, ректор РТУ МИРЭА

Валиахметов Альберт Марселович

популярный специалист по направлениям IT и рекламы

Вернадский Владимир Иванович

русский ученый, создатель науки «биогеохимия»

Борис Исаакович Ярхо

русский филолог-медиевист, фольклорист, теоретик и историк литературы, стиховед

Эндрю Яо Цичжи

учёный в области теории вычислительных систем, профессор университета Цинхуа в Пекине

Ивар Якобсон

шведский ученый, внесший огромный вклад в развитие UML, RUP, Аспектно-ориентированного программирования

Василий Иванович Яворский

российский советский учёный в области угольных месторождений и палеонтологии, геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор

Андриян Григорьевич Николаев

В 1962 году был запущен корабль «Восток-3» с Андрияном Николаевым на борту. Перед полетом советский герой-космонавт провел 10 суток в сурдобарокамере — специальном помещении, обеспечивающем полную изоляцию от внешнего мира. Такое испытание под силу только самым выносливым людям. Космическое путешествие длилось четверо суток: на тот момент оно было самым длинным в истории полетов. Впервые в космосе находились два корабля одновременно: в паре с «Востоком-3» на орбите был «Восток-4», управляемый Павлом Поповичем. Во время полета одними из самых известных космонавтов Советского Союза был успешно проведен уникальный в то время военный космический эксперимент, имитирующий перехват вражеских спутников. Второй раз Андриян Николаев побывал в космосе в 1970 году совместно с В. Севастьяновым, установив очередной мировой рекорд по длительности полета, составившей 18 суток. Такая нагрузка стала серьезным испытанием для космонавтов: после полета они долгое время не могли ходить. Медики установили, что столь продолжительное пребывание в космосе требует значительного увеличения интенсивности физических упражнений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: