Елисеев Алексей Станиславович (Eliseev, Alexey S.).
После Первой мировой войны родители отца будущего космонавта, литовцы по национальности, поселились в Рязанской губернии, где и родился Станисловас (Станислав Адамович) Курайтис (Stanislovas Kuraitis). В 1935 году он был осуждён за антисоветскую агитацию на 5 лет. Его жена Валентина была вынуждена развестись и взять свою девичью фамилию — Елисеева.
В 1943 году Алексей Курайтис окончил два класса школы в городе Боровое Кокчетавской области, в 1946 году окончил три класса в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области. В 1950 году в возрасте 16 лет Алексей Курайтис сменил фамилию и стал Алексеем Елисеевым. В 1951 году окончил среднюю школу № 167 города Москвы. После окончания школы, с 1951 года по 1957 год учился в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, получил диплом инженера-механика. По распределению работал в лаборатории ОКБ-1, откуда уволился в связи с поступлением в аспирантуру Московского физико-технического института. Аспирантуру будущий космонавт закончил в 1962 году. После окончания аспирантуры вернулся на работу в ОКБ-1, где участвовал, в частности, в проектировании систем управления космических кораблей. 23 мая 1966 года получил статус кандидата в космонавты-испытатели, а позднее (30 декабря 1966 года) — космонавта-испытателя.
Марка СССР «Групповые полёты космонавтов на космических кораблях «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8»», 1969, (ЦФА (ИТЦ) #3811; Скотт #3657)
Космонавт проходил подготовку в качестве бортинженера корабля «Союз» по программе «Стыковка». Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1» и перехода вместе с третьим членом экипажа «Союза-2» (Хруновым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.
В 1968-1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. По этим программам в 1968 году выезжал в командировку в Сомали для изучения южного полушария неба.
До декабря 1968 года продолжал подготовку по программе «Стыковка». Первый полёт состоялся 15 января 1969 года. Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд. Экипажами впервые в мире была выполнена ручная стыковка пилотируемых кораблей.
Второй полёт Елисеева состоялся 13 октября 1969 года на корабле «Союз-8». Полёт завершился успешно 18 октября 1969 года. Продолжительность полёта — 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд.
Третий полёт в качестве бортинженера у Елисеева состоялся 22-24 апреля 1971 года на корабле «Союз-10». Впервые в мире была осуществлена стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют-1»), однако космонавты не смогли проникнуть внутрь станции из-за поломки стыковочного агрегата, и полет был прерван досрочно. Позывной: «Гранит-2». Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.
16 февраля 1973 года после защиты диссертации получил степень доктора технических наук. С 11 октября 1973 года исполнял обязанности руководителя комплекса № 0. С 14 июня 1974 года работал заместителем генерального конструктора — руководителем комплекса № 1. Руководил полетами всех пилотируемых кораблей СССР в этот период.
В период с 2 января 1986 года по 1991 год Елисеев являлся ректором МВТУ. С 22 октября 1991 года по 31 января 1996 года работал руководителем проектов в ООО «IBM СССР» (переименована в IBM Восточная Европа/Азия). С 3 января 1997 года — президент АОЗТ «Фесто» (Festo). На данный момент руководит одним из подразделений Московского энергетического института и возглавляет фонд поддержки образования российского отделения «Фесто».
Живёт в Москве, на улице Большая Бронная, в многоквартирном доме, где проживали космонавты Владислав Волков и Георгий Добровольский.
Биография Героя Советского Союза
После ПМВ дедушка и бабушка космонавта по отцовской линии, литовцы, поселились в Рязани, провинциальном городке Жиздра. Здесь же у их сына — Станисловаса Курайтиса — в 1934 году родился наследник Алексей.
Когда мальчику едва исполнился год, отца арестовали за антисоветские связи с зарубежьем. Это случилось после убийства Кирова С. М. Когда закончилась ВОВ Станисловаса осудили как «врага народа» и отправили в лагерь, поэтому Алексей почти его не помнит.
Матери, Валентине Ивановне, пришлось оформить развод и вернуть фамилию Елисеева. Тогда она работала заведующей лаборатории при институте. Сам Алексей сменил отцовскую фамилию в 16 лет — будущий дважды Герой Советского Союза понимал, что с репутацией сына «врага народа» строить нормальное будущее невозможно.
Через 22 года Станисловаса реабилитировали, но с семьей он не воссоединился. Сыну мужчина позже отправил письмо со своим кратким жизнеописанием.
Школьные и юношеские годы
Первые классы Алексей заканчивает в г. Боровое. Следующие три — в с. Немчиновка под Москвой. А уже в 1951 году он оканчивает столичную СШ № 167.
С дипломом о среднем образовании:
- Елисеев А. С. поступает в МВТУ им. Баумана, откуда выходит в 1957 году дипломированным инженером-механиком.
- Далее молодого специалиста распределяют в лабораторию секретных испытаний ОКБ-1. Работа в радость, но требует усердия и постоянного обновления знаний.
- Но Алексею Станиславовичу приходится написать заявление об увольнении с целью прохождения обучения в аспирантуре МФТИ.
А Вы смотрели: Жемчужины звездного неба
В 1962 году инженер-механик возвращается в ОКБ-1, где усовершенствует системы управления космических кораблей.
Переломный момент
Весна 1966 года становится для Елисеева Алексея Станиславовича судьбоносной: он становится космонавтом-испытателем. Начинаются бесконечные тренировки и не все ему даются легко. Приходится летать на лайнерах, истребителях, прыгать с парашютом, проходить испытания в условиях невесомости. Экипаж готовят к состыковке пилотируемых кораблей на орбите и переходе космонавтов из одного воздушного судна в другое.
Алексею Станиславовичу даже приходится какое-то время жить в восточной Африке для детального исследования южной части неба. Параллельно он не оставляет попытки освоить и эксперимент по облету Луны, высадке на ее поверхность.
Задачи ставились серьезные. Потребовались колоссальные усилия, чтобы все удалось.
Некуда лететь
Но дело не только в деньгах. Из-за кинопроекта пришлось перекроить всю программу полётов на Международную космическую станцию, срок службы которой по действующим соглашениям ограничен 2024 годом.
«До 2024 года планируется еще семь запусков корабля Союз к МКС. После этого у Роскосмоса никаких планов нет. И «Союз МС-20» можно не считать, на нем полетят космические туристы Юсаку Маэдзава и Йозо Хирано. И в качестве няньки с ними полетит российский космонавт Александр Мисуркин. Также можно не считать «Союз МС-25» — там тоже летят туристы с космонавтом Александром Скворцовым», — рассказал Инфо24 главный редактор журнала «Всё о космосе» Денис Альбин.
Денис Альбин
По его словам, судьба МКС после 2024 года — открытый вопрос, поскольку за много лет там накопилась масса проблем, которые всё никак не решатся. Возможно, станцию удастся поддерживать в рабочем состоянии ещё несколько лет, но не исключено, что придётся экстренно сводить её с орбиты.
Существует проект РОСС (Российская орбитальная служебная станция) — но это именно что проект, и до реализации ему ещё очень далеко, причём, зная все особенности отечественной космической отрасли, даже невозможно прикинуть, сколько конкретно.
Заходили разговоры и про пилотируемые полёты российских космонавтов к Луне, но буквально недавно генеральный конструктор РКК «Энергия» Владимир Соловьёв сообщил, что разработка сверхтяжёлой ракеты «Енисей» приостановлена по финансовым причинам. Выходит, что и этот проект откладывается на неопределённый срок.
Получается, космонавты, которые годами готовились к своему звёздному часу и имели шанс слетать на МКС хотя бы раз, лишились этого шанса из-за «актрисули» (как её стали называть неблагожелательные критики) Пересильд и прожектов Рогозина, не имеющих отношения к освоению космоса.
Николай Пилюгин (1908 – 1982)
По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.
Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.
Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.
Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.
Алексей Леонов
Появился на свет 30 мая 1934 г. в с. Листвянка (Кемеровская обл.). В детстве увлекался рисованием и любил писать пейзажи. Однажды он увидел чертежи старшего брата, учившегося в авиационном техникуме. Алексей заинтересовался ими и стал изучать строение авиационных двигателей. Получив аттестат зрелости, он поступил в Летную школу (г. Кременчуг). Свое обучение Леонов продолжил в Чугуевском военном авиационном училище, по специальности летчик – испытатель. Спустя 3 года после получения диплома, Алексей стал одним из кандидатов в космонавты.
Заветная мечта Леонова осуществилась в 1965 г. Он не только побывал в космосе, но и стал первым человеком на Земле, вышедшим в открытый космос.
Умер 11 октября 2019 г.
Дежуров и Стрекалов
Владимир Николаевич Дежуров был назначен командиром космического корабля «Союз ТМ-21», стартовавшего с Байконура 14 марта 1995 года. К тому моменту, как указано в издании «Россия-2000. Лица России» А. И. Подберезкина, 32-летний уроженец Мордовской АССР Дежуров окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца и несколько лет отслужил в военно-воздушных силах. В 1987 году Владимир Дежуров был зачислен в отряд космонавтов. Он прошел соответствующую подготовку и параллельно получал второе образование в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
Дежуров и Стрекалов
Владимир Николаевич Дежуров был назначен командиром космического корабля «Союз ТМ-21», стартовавшего с Байконура 14 марта 1995 года. К тому моменту, как указано в издании «Россия-2000. Лица России» А. И. Подберезкина, 32-летний уроженец Мордовской АССР Дежуров окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца и несколько лет отслужил в военно-воздушных силах. В 1987 году Владимир Дежуров был зачислен в отряд космонавтов. Он прошел соответствующую подготовку и параллельно получал второе образование в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.