Циблиев, василий васильевич

Биография

В 1971 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С. И. Грицевца, которое закончил в декабре 1975 года.

Службу лётчиком Циблиев начал в 296 истребительном полку в группе советских войск в Германии. Там он в августе 1976 года получил квалификацию «Военный летчик 3-го класса». В ноябре того же года Циблиев переведён в 85-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где в августе получил квалификацию «Военный лётчик 2-го класса», а в мае 1979 года — «Военный лётчик 1-го класса». Вскоре Циблиев стал командиром звена.

В ноябре 1980 года Василий Циблиев вернулся в СССР и продолжил службу командиром звена 161 авиационного полка в Одесском военном округе. В 1982 году его звено признано лучшим в полку, а Циблиеву присвоена квалификация «Лётчик-инструктор». В ноябре 1983 года Василий Циблиев назначен заместителем командира авиационной эскадрильи. Как один из лучших лётчиков полка Василий Циблиев в 1984 году был направлен для учёбы в Краснознаменную военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина в Монино Московской области на командный факультет. По её окончании в июле 1987 года Циблиев получил диплом с отличием по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая авиация».

26 марта 1987 года решением Межведомственной комиссии по отбору в космонавты Василий Циблиев рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС. 23 июля приказом ГК ВВС Циблиев был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность кандидата в космонавты. С декабря по июль 1989 года он проходил общекосмическую подготовку и по её окончании получил квалификацию «Космонавт-испытатель». В программу ОКП входила и парашютная подготовка. В начале 1990 года Циблиеву присвоена квалификация «Инструктор парашютно-десантной подготовки». После ОКП Василий Циблиев продолжил подготовку к космическому полёту на ОК «Мир» в составе группы.

Только в октябре 1992 года Василий Циблиев начал непосредственную подготовку к полёту в качестве командира второго экипажа по программе ЭО-13 вместе с Юрием Владимировичем Усачевым. 24 января он был дублёром командира КК «Союз ТМ-17» Геннадия Михайловича Манакова.

С 8 февраля по 24 июня 1993 года Циблиев готовился уже в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-14 вместе с Александром Александровичем Серебровым и французом Ж. П. Эньере. Несмотря на то, что Василий Циблиев ещё не имел опыта космического полёта, 30 июня 1993 года его назначили заместителем начальника управления ЦПК ВВС. Таким образом, Циблиев ещё до полёта юридически выбыл из отряда, но этот факт не помешал ему слетать в космос.

Свой первый космический полет Василий Циблиев совершил с 1 июля по 14 января 1994 года вместе с Александром Серебровым, а также с Ж. П. Эньере, Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачевым и Валерием Поляковым.

Вернувшись в ЦПК по окончании после полётной реабилитации Василий Циблиев обратился к руководству с просьбой вернуть его в отряд космонавтов и 31 марта его просьба была удовлетворена. Он был назначен на низшую должность — космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС и вновь начал подготовку к полёту в составе группы.

8 февраля 1995 года приказом Главнокомандующего ВВС Василий Циблиев был назначен заместителем командира отряда космонавтов.

21 февраля 1996 года Василий Циблиев был дублёром командира КК «Союз ТМ-23» Юрия Ивановича Онуфриенко. 25 марта Василий Циблиев начал подготовку к полету в качестве командира первого экипажа. Полет на КК «Союз ТМ-25» стал вторым для Василия Циблиева.

Биография

В 1971 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С. И. Грицевца, которое окончил в декабре 1975 года.

Службу лётчиком Циблиев начал в 296 истребительном полку в группе советских войск в Германии. Там он в августе 1976 года получил квалификацию «Военный лётчик 3-го класса». В ноябре того же года Циблиев переведён в 85-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где в августе получил квалификацию «Военный лётчик 2-го класса», а в мае 1979 года — «Военный лётчик 1-го класса». Вскоре Циблиев стал командиром звена.

В ноябре 1980 года Василий Циблиев вернулся в СССР и продолжил службу командиром звена 161 авиационного полка в Одесском военном округе. В 1982 году его звено признано лучшим в полку, а Циблиеву присвоена квалификация «Лётчик-инструктор». В ноябре 1983 года Василий Циблиев назначен заместителем командира авиационной эскадрильи. Как один из лучших лётчиков полка Василий Циблиев в 1984 году был направлен для учёбы в Краснознамённую военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина в Монино Московской области на командный факультет. По её окончании в июле 1987 года Циблиев получил диплом с отличием по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая авиация».

26 марта 1987 года решением Межведомственной комиссии по отбору в космонавты Василий Циблиев рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС. 23 июля приказом ГК ВВС Циблиев был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность кандидата в космонавты. С декабря по июль 1989 года он проходил общекосмическую подготовку и по её окончании получил квалификацию «Космонавт-испытатель». В программу ОКП входила и парашютная подготовка. В начале 1990 года Циблиеву присвоена квалификация «Инструктор парашютно-десантной подготовки». После ОКП Василий Циблиев продолжил подготовку к космическому полёту на ОК «Мир» в составе группы.

В октябре 1992 года Василий Циблиев начал непосредственную подготовку к полёту в качестве командира второго экипажа по программе ЭО-13 вместе с Юрием Владимировичем Усачевым. 24 января он был дублёром командира КК «Союз ТМ-16» Геннадия Михайловича Манакова.

С 8 февраля по 24 июня 1993 года Циблиев готовился уже в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-14 вместе с Александром Александровичем Серебровым и французом Ж. П. Эньере. Несмотря на то, что Василий Циблиев ещё не имел опыта космического полёта, 30 июня 1993 года его назначили заместителем начальника управления ЦПК ВВС. Таким образом, Циблиев ещё до полёта юридически выбыл из отряда, но этот факт не помешал ему слетать в космос.

Свой первый космический полёт Василий Циблиев совершил с 1 июля по 14 января 1994 года вместе с Александром Серебровым, а также с Ж. П. Эньере, Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачёвым и Валерием Поляковым.

Вернувшись в ЦПК по окончании послеполётной реабилитации Василий Циблиев обратился к руководству с просьбой вернуть его в отряд космонавтов и 31 марта его просьба была удовлетворена. Он был назначен на низшую должность — космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС и вновь начал подготовку к полёту в составе группы.

8 февраля 1995 года приказом Главнокомандующего ВВС Василий Циблиев был назначен заместителем командира отряда космонавтов.

21 февраля 1996 года Василий Циблиев был дублёром командира КК «Союз ТМ-23» Юрия Ивановича Онуфриенко. 25 марта Василий Циблиев начал подготовку к полёту в качестве командира первого экипажа. Полёт на КК «Союз ТМ-25» стал вторым для Василия Циблиева.

В 1997 году окончил Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). Кандидат технических наук.

Статистика
# Стартовый корабль Старт, UTC Экспедиция Корабль посадки Посадка, UTC Налёт Выходы в открытый космос Время в открытом космосе
1 Союз ТМ-17 01.07., 14:32 Союз ТМ-17, Мир-14 Союз ТМ-17 14.01., 08:18 196 суток 17 часов 45 минут 5 14 часов 13 минут
2 Союз ТМ-25 10.02., 14:09 Союз ТМ-25, Мир-23 Союз ТМ-25 14.08., 12:17 184 суток 22 часа 07 минут 1 04 часа 59 минут
381 сутки 15 часов 52 минуты 6 19 часов 11 минут

Интересные факты

  1. Родители Крикалева узнали о том, что сын намерен отправиться в космос, за полгода до первого полета. Ограничение информации было обусловлено секретностью.
  2. В качестве досуга космонавт занимается плаванием, виндсерфингом, теннисом и горными лыжами.
  3. Во время полета россиянина на шаттле Discovery в 1994 году произошел отказ электронной системы вентиляции, из-за чего повысился уровень влажности, и неисправность стала мешать работе. По правилам космонавты должны были ждать помощи с Земли, но по какой-то причине ЦУП в Хьюстоне не давал необходимой информации. Тогда Сергей Константинович вместе с командиром экипажа Чарльзом Болденом просто устранили неполадку самостоятельно.

Детство и юность

Сергей Крикалев родился в Ленинграде 27 августа 1958 года. Его отец был военнослужащим. Мальчик с детства увлекался плаванием, а в школе отдавал предпочтение физкультуре. Его рост и вес располагали к перенесению тяжелых нагрузок, поэтому подросток пробовал себя в нескольких видах спорта.

В 1975 году юноше вручили школьный аттестат, и он поступил в институт и получил высшее образование по специальности «химик-лаборант». Затем Крикалева зачислили на факультет проектирования летательных аппаратов. Он также был членом клуба самолетного спорта.

Embed from Getty ImagesСергей Крикалев в молодости с астронавтом Уильямом Шепердом и космонавтом Юрием Гидзенко

Завершив обучение в 1981 году, Сергей решил связать биографию с делом, которым увлекался ранее. Парень устроился на работу в НПО «Энергия» и стал испытателем летательного оборудования. В обязанности специалиста также входило создание инструкций для пилотажа.

Биография

В 1971 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С. И. Грицевца, которое закончил в декабре 1975 года.

Службу лётчиком Циблиев начал в 296 истребительном полку в группе советских войск в Германии. Там он в августе 1976 года получил квалификацию «Военный летчик 3-го класса». В ноябре того же года Циблиев переведён в 85-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где в августе получил квалификацию «Военный лётчик 2-го класса», а в мае 1979 года «Военный лётчик 1-го класса». Вскоре Циблиев стал командиром звена.

В ноябре 1980 года Василий Циблиев вернулся в СССР и продолжил службу командиром звена 161 авиационного полка в Одесском военном округе. В 1982 году его звено признано лучшим в полку, а Циблиеву присвоена квалификация «Лётчик-инструктор». В ноябре 1983 года Василий Циблиев назначен заместителем командира авиационной эскадрильи. Как один из лучших лётчиков полка Василий Циблиев в 1984 году был направлен для учёбы в Краснознаменную военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина в Монино Московской области на командный факультет. По её окончании в июле 1987 года Циблиев получил диплом с отличием по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая авиация».

26 марта 1987 года решением Межведомственной комиссии по отбору в космонавты Василий Циблиев рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС. 23 июля 1987 приказом ГК ВВС Циблиев был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность кандидата в космонавты. С декабря 1987 по июль 1989 года он проходил общекосмическую подготовку и по её окончании получил квалификацию «Космонавт-испытатель». В программу ОКП входила и парашютная подготовка. В начале 1990 года Циблиеву присвоена квалификация «Инструктор парашютно-десантной подготовки». После ОКП Василий Циблиев продолжил подготовку к космическому полёту на ОК «Мир» в составе группы.

Только в октябре 1992 года Василий Циблиев начал непосредственную подготовку к полёту в качестве командира второго экипажа по программе ЭО-13 вместе с Юрием Владимировичем Усачевым. 24 января 1993 он был дублёром командира КК «Союз ТМ-17» Геннадия Михайловича Манакова.

С 8 февраля по 24 июня 1993 года Циблиев готовился уже в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-14 вместе с Александром Александровичем Серебровым и французом Ж. П. Эньере. Несмотря на то, что Василий Циблиев ещё не имел опыта космического полёта, 30 июня 1993 года его назначили заместителем начальника управления ЦПК ВВС. Таким образом, Циблиев ещё до полёта юридически выбыл из отряда, но этот факт не помешал ему слетать в космос.

Свой первый космический полет Василий Циблиев совершил с 1 июля 1993 по 14 января 1994 года вместе с Александром Серебровым, а также с Ж. П. Эньере, Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачевым и Валерием Поляковым.

Вернувшись в ЦПК по окончании после полётной реабилитации Василий Циблиев обратился к руководству с просьбой вернуть его в отряд космонавтов и 31 марта 1994 его просьба была удовлетворена. Он был назначен на низшую должность космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС и вновь начал подготовку к полёту в составе группы.

8 февраля 1995 года приказом Главнокомандующего ВВС Василий Циблиев был назначен заместителем командира отряда космонавтов.

21 февраля 1996 года Василий Циблиев был дублёром командира КК «Союз ТМ-23» Юрия Ивановича Онуфриенко. 25 марта 1996 Василий Циблиев начал подготовку к полету в качестве командира первого экипажа. Полет на КК «Союз ТМ-25» стал вторым для Василия Циблиева.


Стругацкий, Борис Натанович

Шахназаров, Карен Георгиевич >>>

Небольшая работёнка

14 января 1994 года. «Мир» тогда по форме напоминал гигантский «молоток» и состоял из базового блока, модулей «Квант», «Квант-2» и «Кристалл». Командир Василий Циблиев и бортинженер Александр Серебров (позывной «Сириусы») готовились к возвращению на Землю в корабле «Союз ТМ-17». На «Мире» оставались сменщики — «Дербенты» — Виктор Афанасьев, Юрий Усачёв и Валерий Поляков. Улетающим предстояла небольшая работёнка. Фотографировать вблизи и в разных ракурсах стыковочный агрегат и мишень, нужные при стыковке «Мира» с американским Шаттлом в 1995 году. Командир, вручную управляя кораблём, должен был подлететь к модулю «Кристалл». Циблиев пилотировал из спускаемого аппарата, а Серебров контролировал процесс сближения из бытового отсека, готовясь к съёмкам фотоаппаратом «Никон». «Союз ТМ-17» отошёл на 30 метров от «Мира». По указанию ЦУПа (Центра управления полётом) корабль развернулся на 135 градусов, модуль «Кристалл» оказался справа. Нужно было подойти ближе, чтобы до модуля оставалось 15 метров. Серебров доложил, что облёт идёт, но очень медленно. Циблиев добавил, что корабль почему-то плохо набирает импульс вправо.

«Всем в корабль!!!»

Рассказ космонавта Юрия Усачева: «С видеокамерами и фотоаппаратами ждём появления их корабля в иллюминаторе, а его нет. Голос Сан Саныча (Сереброва, — прим. автора) становится тревожным. Наш командир Виктор Михалыч командует: «Всем в корабль!!!». Мы заскочили в бытовой отсек «Союза», прикрыли за собой люк и ждём. После паузы и контроля давления по манометру открываем люк и — в станцию, к иллюминаторам. Транспортный корабль с ребятами на дальности 50-70 метров. ЦУП спрашивает, что видим? Мы сейчас — его глаза. Комментируем. Чувствуем по голосам из ЦУПа — происходит что-то неординарное, но пока не понимаем — что. Корабль отходит всё дальше от комплекса, входим в тень (тень Земли, — прим. автора) и теряем его из виду. Перед выходом из тени находим корабль — он светится яркой звездой на тёмном небе. Вижу его через иллюминатор в своей каюте на дальности 400 метров. Рассказываем ЦУПу, как ведёт себя транспортник, где он находится относительно станции. ЦУП приказывает нам уйти в спускаемый аппарат, но командир в другом модуле у иллюминатора — снимает видеокамерой, я с Валерой в базовом блоке. С ужасом вижу — расстояние между станцией и «Союзом» стремительно сокращается. Мы вышли из тени, он виден все отчётливее. На корабле включается тормозной двигатель для схода с орбиты. Транспортник растёт в размерах, будто раскручивается некая пружина — расстояние между нами сокращается стремительно. Я понимаю — если «этому» суждено случиться, уход в спускаемый аппарат нас не спасёт. Замер у иллюминатора. Корабль проносится около нас в 30-40 метрах! Как в фантастике, в «Звёздных войнах». Я кинулся к иллюминатору в каюте командира, увидел удаляющийся корабль и почувствовал, что мы были очень близки к… Господь спас нас пятерых — экипажи станции и корабля. Было чуть жутковато осознавать, что можно вот так столкнуться, и привет. Слышали репортаж ребят о работе двигателя, он отработал нормально, и вскоре они приземлились. Мы контролировали давление (на «Мире», — прим. автора) каждые 15 минут. К счастью, оно не снижалось. То был ещё один день нашего рождения. Могли потерять комплекс».

Биография

В 1971 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени С. И. Грицевца, которое закончил в декабре 1975 года.

Службу лётчиком Циблиев начал в 296 истребительном полку в группе советских войск в Германии. Там он в августе 1976 года получил квалификацию «Военный летчик 3-го класса». В ноябре того же года Циблиев переведён в 85-й Гвардейский истребительный авиационный полк, где в августе получил квалификацию «Военный лётчик 2-го класса», а в мае 1979 года — «Военный лётчик 1-го класса». Вскоре Циблиев стал командиром звена.

В ноябре 1980 года Василий Циблиев вернулся в СССР и продолжил службу командиром звена 161 авиационного полка в Одесском военном округе. В 1982 году его звено признано лучшим в полку, а Циблиеву присвоена квалификация «Лётчик-инструктор». В ноябре 1983 года Василий Циблиев назначен заместителем командира авиационной эскадрильи. Как один из лучших лётчиков полка Василий Циблиев в 1984 году был направлен для учёбы в Краснознаменную военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина в Монино Московской области на командный факультет. По её окончании в июле 1987 года Циблиев получил диплом с отличием по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая авиация».

https://youtube.com/watch?v=itcmpEpJT6g

Самое смешное видео

Все видео

26 марта 1987 года решением Межведомственной комиссии по отбору в космонавты Василий Циблиев рекомендован для зачисления в отряд космонавтов ЦПК ВВС. 23 июля 1987 приказом ГК ВВС Циблиев был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность кандидата в космонавты. С декабря 1987 по июль 1989 года он проходил общекосмическую подготовку и по её окончании получил квалификацию «Космонавт-испытатель». В программу ОКП входила и парашютная подготовка. В начале 1990 года Циблиеву присвоена квалификация «Инструктор парашютно-десантной подготовки». После ОКП Василий Циблиев продолжил подготовку к космическому полёту на ОК «Мир» в составе группы.

Только в октябре 1992 года Василий Циблиев начал непосредственную подготовку к полёту в качестве командира второго экипажа по программе ЭО-13 вместе с Юрием Владимировичем Усачевым. 24 января 1993 он был дублёром командира КК «Союз ТМ-17» Геннадия Михайловича Манакова.

С 8 февраля по 24 июня 1993 года Циблиев готовился уже в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-14 вместе с Александром Александровичем Серебровым и французом Ж. П. Эньере. Несмотря на то, что Василий Циблиев ещё не имел опыта космического полёта, 30 июня 1993 года его назначили заместителем начальника управления ЦПК ВВС. Таким образом, Циблиев ещё до полёта юридически выбыл из отряда, но этот факт не помешал ему слетать в космос.

Свой первый космический полет Василий Циблиев совершил с 1 июля 1993 по 14 января 1994 года вместе с Александром Серебровым, а также с Ж. П. Эньере, Геннадием Манаковым, Александром Полещуком, Виктором Афанасьевым, Юрием Усачевым и Валерием Поляковым.

Вернувшись в ЦПК по окончании после полётной реабилитации Василий Циблиев обратился к руководству с просьбой вернуть его в отряд космонавтов и 31 марта 1994 его просьба была удовлетворена. Он был назначен на низшую должность — космонавт-испытатель отряда космонавтов ЦПК ВВС и вновь начал подготовку к полёту в составе группы.

8 февраля 1995 года приказом Главнокомандующего ВВС Василий Циблиев был назначен заместителем командира отряда космонавтов.

21 февраля 1996 года Василий Циблиев был дублёром командира КК «Союз ТМ-23» Юрия Ивановича Онуфриенко. 25 марта 1996 Василий Циблиев начал подготовку к полету в качестве командира первого экипажа. Полет на КК «Союз ТМ-25» стал вторым для Василия Циблиева.

Простая причина

В «Союзе ТМ-17» было тесновато — два мужика в скафандрах, многочисленные укладки с результатами экспериментов и возвращаемые контейнеры. «Сириусы» не заметили, что тумблер, подключающий к системе управления кораблём РУД командира, занял положение «отключено». Когда именно тумблер отключился — осталось тайной. Если бы РУД действовала, столкновения бы не случилось. Именно РУД отвечает за разгон и торможение корабля. Космонавт Циблиев спас положение, показав высокий класс пилотирования — в жутком цейтноте командир смог изменить траекторию, и «Союз» не снёс солнечную батарею, не повредил стыковочный узел «Кристалла», не пробил насквозь переходный отсек «Мира». В первых двух из этих случаев программа полётов на «Мир» была бы безвозвратно свёрнута (а это — потеря пилотируемого доступа в космос для России и громадная неустойка из-за разрыва международных контрактов). В последнем случае не обошлось бы без человеческих жертв. Все хорошо, что хорошо кончается!

Метки: Тайны 20 века, корабль, космос, экипаж, Союз КК, Мир КС, Циблиев, Серебров, столкновение

Награды

  • Герой Российской Федерации (14 января ) — за мужество и героизм, проявленные во время космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 апреля ) — за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»
  • Медаль «За боевые заслуги»
  • Медаль «За отличие в воинской службе» II степени
  • Восемь юбилейных медалей МО СССР и МО России
  • Медаль «За укрепление братства по оружию» (НРБ)
  • Медаль НАСА «За общественные заслуги» (NASA Public Service Medal).
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации (14 января 1994) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленный при этом высокий профессионализм
  • Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Награды

Внешние изображения
  • Герой Российской Федерации (14 января ) — за мужество и героизм, проявленные во время космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 апреля ) — за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»;
  • медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
  • медаль «За боевые заслуги»;
  • медаль Алексея Леонова (Кемеровская область, 2015) — за шесть совершённых выходов в открытый космос;
  • восемь юбилейных и ведомственных медалей СССР и МО России;
  • медаль «За укрепление братства по оружию» (НРБ);
  • медаль «За выдающуюся общественную службу» (NASA Public Service Medal);
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации (14 января 1994) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленный при этом высокий профессионализм;
  • лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея» (1997).

Двойной удар

Стенограмма переговоров (из сообщения корреспондента Игоря Маринина, АО «Видеокосмос»):Серебров: Василий, надо влево идти, тут батарея (солнечная, — прим. автора), и мы очень близко подошли. Надо вверх идти, а мы вперёд идём.ЦУП: Дальность у вас какая?Циблиев: …Сейчас — 25.Серебров: Да меньше, Вась! Тормозника, мы на неё прём со страшной силой («Дербенты» готовились снимать «Союз ТМ-17», облетавший комплекс. Но — события разворачивались быстро, непредсказуемо, и командир Виктор Афанасьев приказал всем срочно эвакуироваться в транспортный корабль — корабль сменщиков «Союз ТМ-18», пристыкованный с противоположного торца комплекса. Что было сделано, по словам Усачева и Полякова, очень-очень быстро, — прим. автора).ЦУП: На отвод тормозите!Циблиев: Я-то… торможу!Серебров: А зачем так разгоняться? А вверх мы не идём, мы сейчас опять идём к стыковочному узлу. Тормози же, ёлки!…Циблиев: Я торможу! У нас сейчас сближение.Серебров: Да тормози же, сейчас ввалимся.Циблиев: Я торможу, Саня!Серебров: Да тормози же, ты вперёд идёшь, ёбнешься!Циблиев: Я назад держу РУД (ручку управления движением — очень напоминает джойстик, — прим. автора) и торможу.Серебров: Да разгоняемся же! Сейчас вмажемся в станцию, Васька, ёбнемся!ЦУП: Двигатели работают, по телеметрии — двигатели работают!Циблиев: Да они… непонятно, что творится!Серебров: Сейчас стукнемся!ЦУП: Вась, убирай скорость.Циблиев: Как убирать? Не видно ничего! (это действительно так. «Союз» управляется из среднего отсека корабля. Космонавт смотрит на крохотный экранчик дисплея. Сюда поступает изображение с перископа — то самое, которое командир видел бы, будь у него иллюминатор перед глазами. Для сравнения: попробуйте управлять автомобилем, смотря только в боковые стекла. Непросто? Не то слово, — прим. автора).Серебров: Да мы стукнулись!ЦУП: Что, Саша?Серебров: Стукнулись, что!ЦУП: Куда? В какое место? И тут — как в хорошем психологическом триллере, держащем зрителя в постоянном напряжении, закончился сеанс связи через спутник-ретранслятор! И несколько минут никто ничего не знал. Что с космонавтами? Кораблём, станцией? Был ли удар? Была разгерметизация или нет? А после Циблиев доложил, что во время нерасчётного сближения он тормозил, и удалось пройти между солнечной батареей и стыковочным узлом «Кристалла». По касательной траектории корабль ударился правым боком, бытовым отсеком (с Серебровым), к счастью, несильно, скользяще. Удар двойной. Выяснилось — при незапланированной «встрече» двух многотонных аппаратов была повреждена ЭВТИ комплекса «Мир» (экранно-вакуумная теплоизоляция — внешний слой обшивки, — прим. автора), участок примерно 30 на 40 сантиметров.

Знаете ли вы что…

В 2003 году на МКС произошла свадьба. Находившийся на орбите российский космонавт Юрий Маленченко женился на Екатерине Дмитриевой. Во время регистрации брака молодожёны общались с помощью мониторов.

Награды

Внешние изображения
  • Герой Российской Федерации (14 января ) — за мужество и героизм, проявленные во время космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»;
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 апреля ) — за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»;
  • медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
  • медаль «За боевые заслуги»;
  • медаль Алексея Леонова (Кемеровская область, 2015) — за шесть совершённых выходов в открытый космос;
  • восемь юбилейных и ведомственных медалей СССР и МО России;
  • медаль «За укрепление братства по оружию» (НРБ);
  • медаль «За выдающуюся общественную службу» (NASA Public Service Medal);
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации (14 января 1994) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленный при этом высокий профессионализм;
  • лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея» (1997).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: