Луна

Изучение Луны

Луна, как самый близкий к Земле космический объект, конечно, первой попала в объектив исследователей космоса.

Сначала люди просто наблюдали за ее внешним видом, движением, фазами.

С изобретением телескопа (в 1609 году) стало возможным более подробное изучение лунной поверхности, исследование гор и кратеров на ней. Их фиксировали, им давали имена.

С середины 19 века Луну уже активно фотографировали и пристально изучали фотографии — но и тогда это было всего лишь внешнее исследование.

Только после того, как на Луну был запущен космический аппарат (это случилось в 1959 году), стало возможным приобретение действительно важных данных о ней.

Были получены образцы лунного грунта, исследована атмосфера Луны, найдена даже вода — правда, только в состоянии льда.

На сегодняшний день Луна — единственное небесное тело кроме Земли, на котором побывал человек. Первым стал американский астронавт Нил Армстронг, он высадился на Луну 20 июля 1969 года. Всего на поверхность Луны ступала нога 12 землян.

Почему Луна всегда видна только с одной стороны?

Тут нет никакого секрета: периоды обращения Луны вокруг собственной оси и вокруг Земли одинаковы, и по этой причине Луна обращена к Земле все время только одной стороной. Иными словами, Луна “поворачивается” с той же скоростью, что и “пролетает” на нашем небосклоне, поэтому в один и тот же момент времени мы можем наблюдать на её поверхности одну и ту же картину.

При этом не совсем корректно говорить, что мы видим “одну сторону” спутника нашей планеты – фактически с земли видны около 59% поверхности Луны, то есть почти две трети лунного диска. Ту часть Луны, которая не видна наблюдателю с Земли, мы называем обратной стороной Луны.

Впервые обратная сторона Луны была сфотографирована советской лунной станцией «Луна-3» в 1959 году.

Видимая сторона Луны (слева) и обратная сторона Луны (справа)

Как интересно объяснить ребёнку в первом классе, что такое Луна

Поскольку первоклассник — это вчерашний дошкольник, конечно же, не нужно «загружать» ребёнка научными терминами. Объяснять всё нужно последовательно и простым языком, обязательно сопровождая рассказ иллюстрациями и увлекательными видео. Будет замечательно также использовать макет Земли (глобус) и само́й Луны.

Если взрослый будет сопровождать свой рассказ показом вращающихся макетов, школьник будет просто в восторге

Спутник Земли

Начать рассказ взрослому нужно с объяснения слова «спутник». Это человек, который совершает путь вместе с кем-то, сопровождает его. Вот и Луна точно так же сопровождает нашу планету Земля во время её движения вокруг Солнца.

Луна — единственный спутник нашей планеты, в то время как у других их может быть два (у Марса) и даже несколько десятков (у Юпитера, Сатурна).

Интересно, что Луна к нам повёрнута всегда одной стороной, поскольку время её обращения вокруг своей оси такое же, как время обращения вокруг Земли.

Детям кажется, что Луна сама светится, озаряя ночное небо. На самом деле это не так: спутник просто отражает солнечный свет. В разное время это он делает это по-разному, поэтому луна бывает полной, в виде полумесяца (серпа), а иногда она почти не видна (новолуние).

Ребёнку будет интересно научиться определять фазу Луны

Как появилась планета

У учёных есть несколько версий о происхождении Луны:

  1. Самая популярная. Когда-то давно наша планета столкнулась с больши́м небесным телом. В результате часть земного материала оторвалась и разлетелась на мелкие кусочки. Они стали вращаться вокруг Земли и со временем соединились вместе, сформировав Луну (недаром наша планета и её спутник очень похожи по составу).
  2. Когда-то Луна была астероидом. Пролетая мимо Земли, он был захвачен её притяжением и стал спутником.
  3. Когда наша планета только формировалась, изначально Земля и Луна были одной расплавленной массой, затем она разорвалась на две части.
  4. Раньше Луна была спутником Венеры (соседней к нам планеты), а Земля просто её перетянула.

Внутренний состав Луны

Луна представляет собой каменный шар, по размеру в 4 раза меньше Земли. При этом спутник намного легче своей планеты — в 81 раз.

У Луны очень маленькое ядро, состоящее в основном из железа. Остальная часть — это мантия, представленная горными породами, особенно богатыми железом, кремнием и магнием.

Ядро Луны гораздо меньше, чем у Земли

Поверхность

Поверхность спутника усеяна острыми камнями, горами и множеством круглых ям — кратерами. Учёные считают, что это следы метеоритов, которые бомбардировали Луну из космоса, а также результат извержения вулканов. Сверху всё покрыто мельчайшим песком — лунной пылью.

Лунная поверхность очень неровная, состоит из гор, острых камней, вся усеяна кратерами

Многие думают, что у Луны нет атмосферы. На самой деле она есть, но очень слабая — в 10 триллионов раз менее плотная, чем земная. Это просто очень разреженные газы (водород, гелий, неон, аргон). Кислорода здесь нет, поэтому дышать на Луне мы бы не смогли.

Здесь нет ветра, поэтому и ямы от метеоритов не меняются. Да и след, который оставил здесь космонавт, останется неизменным миллионы лет.

У Луны тоже есть своя сила притяжения (как у Земли). Но она намного меньше (в 6 раз слабее): так, если бы мы оказались на спутнике, наше тело бы весило меньше в 6 раз.

Погода

Поскольку у Луны очень слабая атмосфера, днём этот каменный шар нагревается до 130 °С, а ночью охлаждается примерно до — 170 °C. Здесь никогда не идёт дождь, снег, не бывает туманов, ветра.

Влияние Луны на Землю

Оказывается, Луна не просто вращается вокруг нашей планеты, а оказывает на неё влияние. Её тяготение создаёт приливы и отливы в морях и океанах (в озёрах это проявляется в меньшей степени).

Луна влияет на нашу планету — создаёт приливы и отливы

Вода то поднимается, то опускается, причём сильнее это бывает выражено на той стороне Земли, которая в этот момент повёрнута к Луне. Кроме того, за счёт приливного торможения спутник замедляет нашу планету: так, каждые сто лет длительность дня на Земле увеличивается на 2,3 миллисекунды. В то же самое время Луна очень медленно, но постоянно отдаляется от нас — ежегодно на 3,8 см.

Видео по теме

https://www.youtube.com/embed/21bU5OVnhRI https://www.youtube.com/embed/w3RsY46MIO0 https://www.youtube.com/embed/WyUR_UCon1c https://www.youtube.com/embed/gYnR9w7_Lkg

Детям обычно нравится изучать Луну. Главное для взрослого — подать информацию доступным языком, при этом раскрывая различные аспекты темы. Ведь узнав много интересного о ближайшем к Земле небесном теле, ребёнок наверняка захочет и дальше познавать тайны космоса.

Влияние Луны на человека

Ученые доказали, что красная Луна плохо влияет на людей, их здоровье, настроение и повседневную жизнь.

  • Незадолго перед полнолунием люди становятся хаотичными, нервными, возникают приступы внезапной агрессии.
  • Резко увеличивается число аварий на дорогах и бытовых конфликтов.
  • Общая эмоциональная картина неблагоприятная, отмечаются всплески негативных действий на фоне плохого самочувствия.
  • Доказано резкое увеличение числа сбоев в мобильных сетях, на предприятиях, возрастает также число ДТП из-за неисправности авто. Человек не может полностью владеть собой, так еще и техника в его руках выходит и строя.

Чтобы защититься от злой энергетики, надо собрать всю силу воли и «переключиться» на позитивный настрой. Нельзя, чтобы плохое настроение взяло верх. Нужно простить людям их нервность и не обострять конфликты, иначе есть риск потерять важных людей из своего окружения.

Красное затмение – это хотя и необычное, но вполне объяснимое явление. Вряд ли стоит приписывать ему магический смысл, хотя и отрицать его влияние на человека не нужно. Лучше в эту пору просто расслабиться и отдохнуть, прибегнуть к медитации, выполнить очистительные процедуры. Главное, помнить, что этого явление временное, и не переживать по этому поводу.

Приметы о любви

Негативные поверья:

  • Если же парень случайно посвистит — их с любимой ждет разлука.
  • Порванный в полнолуние шнурок означает грядущее расставание.
  • Если же на свидании молодые слышали вой собак или волков – к неизбежному разрыву.

Положительные приметы:

  • Считалось, что если поцеловаться под красной Луной, чувства будут крепче.
  • Даже после сильной ссоры, если попросить светило соединить их снова, желание должно было исполниться. В таких случаях девушка садилась у открытого окна и начинала расчесывать волосы, глядя на светящийся диск.
  • Если в это время положить зеркальце под подушку — будет скорая встреча с любимым.
  • Увидеть звездочку, падающую с неба — к счастью.
  • Если же девушка мечтает, чтобы суженный вспомнил о ней, нужно было просто попросить об этом (произнести просьбу вслух).

Селенография

Топография Луны, высота поверхности относительно лунного геоида. Видимая с Земли сторона — слева.

Основные детали на лунном диске, видимые невооружённым глазом. Z — «лунный заяц», A — кратер Тихо, B — кратер Коперник, C — Кратер Кеплер, 1 — Океан Бурь, 2 — Море Дождей, 3 — Море Спокойствия, 4 — Море Ясности, 5 — Море Облаков, 6 — Море Изобилия, 7 — Море Кризисов, 8 — Море Влажности

Большинство кратеров на обращённой к нам стороне названо по имени знаменитых людей в истории науки, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Детали рельефа на обратной стороне имеют более современные названия типа Аполлон, Гагарин и Королёв. На обратной стороне Луны расположена огромная впадина (бассейн) диаметром 2250 км и глубиной 12 км — это самый большой бассейн в Солнечной системе, появившийся в результате столкновения. Море Восточное в западной части видимой стороны (его можно видеть с Земли) является отличным примером многокольцевого кратера.

Также выделяют второстепенные детали лунного рельефа — купола, хребты, борозды (от нем. Rille — борозда, жёлоб) — узкие извилистые долиноподобные понижения рельефа.

Происхождение кратеров

Попытки объяснить происхождение кратеров на Луне начались с конца 1780-х годов. Основных гипотез было две — вулканическая и метеоритная.

Согласно постулатам вулканической теории, выдвинутой в 80-х годах XVIII века немецким астрономом Иоганном Шрётером, лунные кратеры были образованы вследствие мощных извержений на поверхности. Но в 1824 году также немецкий астроном Франц фон Груйтуйзен сформулировал метеоритную теорию, согласно которой при столкновении небесного тела с Луной происходит продавливание поверхности спутника и образование кратера.

Ударный кратер — углубление, появившееся на поверхности космического тела в результате падения другого тела меньшего размера.

Полёты к спутнику Земли с 1964 года, совершенные американскими космическими аппаратами «Рейнджер», а также открытие кратеров на других планетах Солнечной системы (Марс, Меркурий, Венера) подвели итог этому вековому спору о происхождении кратеров на Луне. Дело в том, что открытые вулканические кратеры (например, на Венере) сильно отличаются от лунных, схожих с кратерами на Меркурии, которые, в свою очередь были образованы ударами небесных тел. Поэтому метеоритная теория ныне считается общепринятой.

Благодаря столкновению Луны с астероидом мы можем наблюдать с Земли метеоритные кратеры на Луне. Учёные из Парижского института физики Земли полагают, что 3,9 миллиарда лет назад столкновение Луны с крупным астероидом заставило Луну повернуться.

Лунные моря

Лунные моря представляют собой обширные, залитые некогда базальтовой лавой низины. Изначально данные образования считали обычными морями. Впоследствии, когда это было опровергнуто, менять название не стали. Лунные моря занимают около 40 % видимой площади Луны.

Видимая сторона Луны

Обратная сторона Луны

русское название международное название
Море Кризисов (Опасностей) Mare Crisium
Море Плодородия (Изобилия) Mare Foecunditatis
Море Нектара Mare Nectaris
Море Спокойствия Mare Tranquillitatis
Море Пены Mare Spumans
Море Ясности Mare Serenitatis
Море Дождей Mare Imbrium
Море Холода Mare Frigorum
Море Паров Mare Vaporum
Море Облаков Mare Nubium
Море Влажности Mare Humorum
Море Смита Mare Smythii
Море Восточное Mare Orientalis
Море Москвы Mare Mosquae
Море Краевое Mare Marginis
Море Южное Mare Australe
Море Мечты Mare Ingenii
Океан Бурь Oceanus Procellarum
Залив Центральный Sinus Medium
Залив Зноя (Волнений) Sinus Aestuum
Залив Росы Sinus Roris
Залив Радуги Sinus Iridum

Внутренняя структура

Внутреннее строение Луны

Луна — второй по плотности спутник в Солнечной системе после Ио. Однако внутреннее ядро Луны мало, его радиус около 350 км; это только ~ 20 % от размера Луны, в отличие от ~ 50 % у большинства других землеподобных тел. Состоит лунное ядро из железа, с небольшим количеством примесей серы и никеля.

Урок в 1 классе «Почему Луна бывает разной?»

Ирина Бодриченко Урок в 1 классе «Почему Луна бывает разной?»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1-А

Тема: Почему Луна бывает разной?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.

Задачи:Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне — естественном спутнике Земли.

Развивающие: Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об изменениях внешнего вида Луны; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Есть ли на Луне вода?

В образцах лунной породы доставленных на Землю астронавтами, участвовавших в миссии «Аполлон» и советскими луноходами, воды обнаружено не было.

Тем не менее, нам известно, что поверхность Луны подвергалась бомбардировке кометами с момента ее формирования, а как известно ядра комет состоят большей частью из льда. Правда, оптимизма это не прибавляет – под действием солнечного излучения атомы воды должны были распасться на атомы водорода и кислорода и из-за слабой гравитации Луны просто улетучиться в открытый космос.

Однако есть и другая точка зрения: в результате картографирования поверхности Луны спутником Clementine, запущенным НАСА в 1994 году, были обнаружены кратеры в полярных районах Луны, которые все время находятся в тени, и в которых могла сохраниться вода в виде льда.

Из-за большой важности наличия воды для будущей колонизации Луны лунные базы планируется размещать именно в приполярных областях нашего спутника. Внутреннее строение спутника нашей планеты – Луны


Внутреннее строение спутника нашей планеты – Луны

Цель исследования

Что из всего этого изучения следует?

Изучение Луны показало, что и как все остальные планеты, она имеет слоистое строение и горные породы на её поверхности иные, чем внутри. Исследование Луны позволило сделать вывод что это тело, которое развивалось совершенно самостоятельно, как, например, Земля или любая другая планета. Изучение образцов лунной поверхности и почвы позволили людям объяснить некоторые черты метеоритов, бывшие до того времени неясными. Именно благодаря тому, что люди привезли на Землю образцы лунной поверхности, они могут теперь принимать данные, посылаемые автоматическими станциями. Расшифровывая данные можно изучать влияние вулканической деятельности, в результате которой возникла газовая оболочка нашей планеты, а также вся поверхностная вода в виде гидросферы Земли .

Данные, полученные в результате изучения лунной поверхности, можно использовать и при изучении ранней истории формирования земной поверхности. Так, в этой связи были открыты в том числе и на Земле ударные кратеры, возникшие в результате столкновения с большими метеоритами.

У Луны есть в Солнечной системе множество родственников. Например, самую близкую к Солнцу планету Меркурий на некоторых снимках трудно от нее отличить. Поверхность Меркурия тоже покрыта бесчисленным количеством кратеров разных размеров и высоты, однако их физические свойства весьма различны. У Меркурия есть, по всей вероятности, довольно большое металлическое ядро. Об этом же свидетельствует и сильное магнитное поле этой планеты. Так что, хотя поверхность Луны и Меркурия похожа, их внутренняя структура раздельна. Черты поверхности Меркурия также показывают, что, наряду с кратерообразованием, важную роль в формировании лица этой планеты играло ее сжатие и силы прилива и отлива (взаимное притяжение космических тел). И только вулканическая деятельность поверхности, если она была, выражалась значительно слабее, чем на Луне.

История исследований

За движениями Луны на небе наблюдали еще астрономы Древнего Мира. Уже во II веке до н. э. Гиппарх исследовал движение Луны по звездному небу, определив наклон лунной орбиты относительно эклиптики, размеры Луны и расстояние от Земли, а также выявил ряд особенностей движения.

Средневековые исследователи при помощи телескопа смогли выделить отдельные участки рельефа и составить первую лунную карту.

В XIX веке появились первые снимки лунной поверхности, из которых был составлен фотографический атлас.

Изобретение космических аппаратов помогло расширить знания о Луне. Начиная с 1958 года, советские и американские исследователи запустили к ней несколько десятков автоматических и пилотируемых аппаратов, искусственных спутников и луноходов, что получило свое название в истории, известное как Лунная гонка.

Американская программа пилотируемого полета на Луну называлась «Apollo». Первая посадка произошла 20 июля 1969 года; последняя – в декабре 1972 года.

Первым человеком, ступившим 21 июля 1969 года на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг, вторым – Эдвин Олдрин. Третий член экипажа Майкл Коллинз оставался в орбитальном модуле.

После того как в августе 1976 года советская станция «Луна-24» доставила на Землю образцы лунного грунта, следующий аппарат – японский спутник «Hiten» – полетел к Луне лишь в 1990 году.

3 января 2019 года, впервые на обратную сторону Луны была совершена мягкая посадка китайского посадочного модуля «Чанъэ-4» со вторым китайским луноходом «Юйту-2».

Луноход Юйту-2

В рамках исследования Луны в настоящее время работают несколько луноходов и орбитальных зондов разных государств. В настоящее время к изучению Луны приступают частные компании, есть планы по организации космического туризма с полётами вокруг Луны на российских кораблях.

Почему небо голубое с точки зрения физики?

Ответить на этот вопрос пытались многие исследователи. Однако только в конце 19 века Д. Рэлей смог дать этому явлению самое лучшее объяснение.

Солнце изучает лучи чистого прозрачного света. Следовательно – небо мы также должны видеть белым. Но по пути к земле солнечные лучи меняют свой оттенок.

Это возможно благодаря тому, что белый цвет включает в себя спектр из 7 оттенков. Именно благодаря их соединению и получается белый цвет.

Сначала ученые объясняли это особым составом воздуха, который состоит из большого количества химических компонентов. В земной атмосфере также есть пары воды, кристаллы льда, частички пыли и т.п. В самом верхнем слое формируется озон.

По мнению физиков, которые первыми занимались этим вопросов, молекулы озона и воды поглощают красные лучи, а голубые лучи – пропускают. Однако, сделав точные расчеты, ученые исключили такой вариант объяснения, поскольку в атмосфере просто не так много озона и воды, чтобы сделать небо голубым.

Спустя 70 лет ученый Д. Таиндалл сделал предположение, что свет рассеивается благодаря пыли и прочим частичкам, присутствующим в воздухе. Голубой свет рассеивается меньше всего, поэтому и создается явление голубого небосвода. Ученый утверждал, что если бы воздух был абсолютно чистым, то, небо казалось бы нам тоже белым.

Вскоре и Д. Рэлей пересмотрел свое отношение к тому, почему небо голубое. Он выдвинул предположение о том, что небо окрашивается в голубой свет не частичками дыма, смога или пыли, а непосредственно воздухом.

При таком взаимодействии молекулы наполняются энергией, возбуждаются и снова излучают энергии в виде фотонов. Полученные таким образом фотоны могут иметь любой цвет. Они рассеиваются в любом направлении.

Цвет лучей будет при этом зависеть от преобладания квантов того или иного оттенка. Во время столкновения фотонов и газовых молекул на один вторичный квант красного цвета приходится 8 квантов голубого. Отсюда ученый сделал вывод: мы видим небо голубым за счет преломления цвета из-за газовых молекул.

Есть ли на Луне вода?

В образцах лунной породы доставленных на Землю астронавтами, участвовавших в миссии «Аполлон» и советскими луноходами, воды обнаружено не было.

Тем не менее, нам известно, что поверхность Луны подвергалась бомбардировке кометами с момента ее формирования, а как известно ядра комет состоят большей частью из льда. Правда, оптимизма это не прибавляет – под действием солнечного излучения атомы воды должны были распасться на атомы водорода и кислорода и из-за слабой гравитации Луны просто улетучиться в открытый космос.

Однако есть и другая точка зрения: в результате картографирования поверхности Луны спутником Clementine, запущенным НАСА в 1994 году, были обнаружены кратеры в полярных районах Луны, которые все время находятся в тени, и в которых могла сохраниться вода в виде льда.

Из-за большой важности наличия воды для будущей колонизации Луны лунные базы планируется размещать именно в приполярных областях нашего спутника. Внутреннее строение спутника нашей планеты – Луны


Внутреннее строение спутника нашей планеты – Луны

Гипотезы выдвигаемые в разное время

Есть несколько возможных объяснений. Воздух, окружающий Землю,— это смесь газов: азота, кислорода, аргона и других. В атмосфере присутствуют еще водяной пар и кристаллики льда. В воздухе взвешены пыль и другие мелкие частицы. В верхних слоях атмосферы находится слой озона. Может быть причина в этом?

Некоторые ученые считали, что молекулы озона и воды поглощают лучи красного цвета и пропускают голубые. Но оказалось, что в атмосфере просто не хватит озона и воды, чтобы окрасить небо в голубой цвет.

В 1869 году англичанин Джон Тиндалл предположил, что пыль и другие частицы рассеивают свет. Синий свет рассеивается в наименьшей степени и проходит слои таких частиц, достигая поверхности Земли. В своей лаборатории он создал модель смога и осветил ее ярким белым лучом. Смог окрасился в глубокий синий цвет.

Тиндалл решил, что если бы воздух был абсолютно чист, то ничто бы не рассеивало свет, и мы могли бы любоваться ярким белым небом. Лорд Рэлей тоже поддерживал эту идею, но недолго. В 1899 году он опубликовал свое объяснение: именно воздух, а не пыль или дым, окрашивает небо в голубой цвет.

Что изменяется к вечеру?

Закат

Ближе к закату Солнце устремляется к горизонту, чем ниже оно опускается, тем стремительнее приближается вечер. В такие моменты слой атмосферы, который отделяет изначальный солнечный свет от земной поверхности, начинает резко увеличиваться из-за угла наклона. В какой-то момент уплотняющийся слой перестает пропускать другие световые волны кроме красных, и в этот момент небо окрашивается именно в этот цвет. Синий уже не присутствует, он поглощается в процессе прохождения через слои атмосферы.

Интересный факт: при закате Солнце и небо проходят через целую гамму оттенков – по мере того, как те или другие из них перестают проходить через атмосферу. То же самое можно наблюдать и на момент восхода Солнца, причины обоих явлений одинаковы.

Откуда появилась Луна?

Существуют несколько теорий, объясняющих формирование Луны. До недавнего времени основным предположением ученых было то, что Луна сформировалась в результате действия центробежных сил на раннем этапе формирования Земли. В результате действия этих сил часть земной коры была отброшена в открытый космос и из этой части и сформировалась Луна. По причине того, что, как полагают ученые, за всю историю Земли, наша планета никогда не обладала достаточной скоростью вращения для подтверждения этой теории, такая точка зрения на процесс формирования Луны считается на данный момент устаревшей.

Другая теория предполагает, что Луна сформировалась отдельно от Земли, а впоследствии была просто захвачена гравитационным полем Земли.

Третья теория объясняет, что и Земля и Луна были сформированы из единого протопланетного облака и процесс их формирования проходил одновременно.

Хотя вышеприведенные три теории формирования Луны и объясняют ее происхождение, но все они содержат те или иные противоречия. Главенствующей теорией формирования Луны, на сегодняшний день, является теория гигантского столкновения прото-Земли с небесным телом размером с планету Марс.


Сравнительные размеры Земли и Луны и расстояние их разделяющее

Как появилась Луна — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.

Состав поверхности Луны — объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Тёмная и светлая сторона Луны

Люди выяснили, что помимо светлой стороны, Луна имеет ещё и тёмную. Ошибочно полагать, что эта часть не отражает, как зеркало солнечные лучи. Все дело в оборотах, ведь Луна крутится вокруг себя точно так же, как и вокруг Земли (с такой же скоростью). По этой причине, Луна будет всегда повернута определённым боком. Фотографии тёмной стороны Луны, снятые спутником, можно увидеть на просторах интернета.

Раньше, когда ещё не было часов, люди проводили обряды на Луну, которые позволяли им ориентироваться во времени

Особенно внимание было обращено полнолунию (это когда Луна становится круглой, как шар) и новолунию (это когда Луну не видно вовсе). Оказывается, Луна воздействует на людей, животных и даже на моря и океаны

Причины лунного свечения

Сама по себе земной спутник не излучает свет. Он забирает его у Солнца. Любое тело, коэффициент отражения которого больше нуля, имеет способность отражать часть попадающего на него света. Он наподобие зеркала отражает лучи. Если в темноте направить на зеркало включенный свет, то оно будет его отражать. Если свет выключить, то и в зеркале ничего не будет видно. То же самое происходит с Луной. Если Солнца не будет, то и она не будет светиться.

Спутник Земли является зеркалом, однако достаточно плохим. Он отражает только 12% света, по причине того, что материал является темным. Количество отраженного света зависит от времени и орбиты. Большее количество отраженного света происходит, когда орбита спутника обращена на Землю прямо. Этот период называется полнолунием. Спутник Земли кажется ярким и большим. Затем происходит изменение орбиты и угла, и Луна отражает меньшее количество света. В такие периоды происходит отражение только 8% света.

Иногда спутник приближается ближе к Земле, за счет своей эллиптической орбиты. В такие периоды происходит отражение 20% света. Он настолько яркий, что перекрывает свечение других объектов. Когда угол острый на спутнике можно увидеть тени располагающихся на его поверхности гор. В такие дни он выглядит невзрачным.

Ночью Солнца не видно, так как оно освещает другую часть Земли, где день. Луна всегда обращена к Солнцу, поэтому она отражает его лучи. Днем все меняется, спутник будет освещать ту часть Земли, где светило Солнце, а Солнце будет светить там, где был спутник. Ночью можно наблюдать Луну, которая светится, потому что на нее попадает Солнце, в тот период, когда наступает темное время суток.

Вопросы и ответы:

Почему Луна светится? — Ее поверхность не светится сама по себе — она как зеркало отражает солнечные лучи.

Почему иногда слабо видна неосвещенная часть Луны? — В такие моменты она подсвечивается Солнцем, свет которого отражает сама Земля. Это явление называют еще «пепельным светом» Луны.

Пепельный свет Луны

Какая сторона Луны считается темной? — Та, которая не освещена Солнцем на момент наблюдения.

Есть ли на Луне вулканы? — Да, только несколько штук. Но и они либо слишком низкие, чтобы серьезно выделяться, либо же слишком маленькие, чтобы считать их важнее обычных холмов.

Почему на Луне так много кратеров? — От столкновений с астероидами, кометами и другими космическими телами остаются глубокие воронки, как после взрывов. Их и называют кратерами. У Луны нет ни атмосферы, защищающей от метеоритов, ни воды или ветра, которые могли бы сгладить места столкновений. Поэтому не странно, что за 4 миллиарда лет жизни Луны на ней накопилось столько кратеров.

Россыпи кратеров на Луне

На Луне есть лава? — Свежей, горячей и красной лавы на поверхности Луны нет. Но есть остывшая — например, в лунных морях.

Почему в кратерах на карте столько разных лиц? — Внутри некоторых кратеров изображены лица тех известных людей, чье имя они носят. Другие же дорисованы просто так

Аполлон 17 на Луне

Что на карте обозначают красные значки с цифрами? — Они показывают места посадки на Луне космических кораблей. Цифры сокращенно обозначают названия — ключ для расшифровки находится в правой нижней части карты.

А что обозначают разноцветные точки? — Они указывают на те места, где на Луну сажались космические зонды (или же где они разбились).

Что значат кольца на Луне? — Они отмечают ободки кратеров.

Откуда на Луне взялись светлые и темные пятна? — Темные зоны нашего спутника — это «молодые» участки, покрытые застывшей лавой. Их возраст колеблется около 3 миллиардов лет. Светлые участки более старые — это и есть те усеянные кратерами высокогорья, в которых говорилось в начале. Их возраст — 4 миллиарда лет.

Почему Луна серого цвета? — На самом деле, поверхность Луны черная как уголь. Светиться ярко-серым цветом ее заставляет сильный свет Солнца.

Отпечаток ноги Нила Армстронга — первого человека, ступившего на Луну в 1969 году.

Были ли люди на Луне? — Пока что она остается единственным космическим телом вне Земли, на которое ступала нога человека. Всего там побывало 12 астронавтов — все американцы. 11 из них были пилотами реактивных истребителей, подготовленными к космическим перелетам. Еще один астронавт был ученым-геологом. Остальные космонавты работают либо на орбите Луны, либо в околоземном пространстве, и еще не бывали во внеземных мирах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ДружТайм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: