Затмения и звездопады: самые яркие события из астрономического календаря 2021

Ученые нашли доказательства того, что вулканизм произошел позднее, чем считалось ранее: научные открытия в области исследования Луны

Китайский спускаемый аппарат для исследования Луны в прошлом году собрал образцы грунта на поверхности спутника Земли. Эти образцы были доставлены для дальнейшего изучения на Землю, подобно тем, что собрали астронавты Apollo и советские спускаемые аппараты в рамках программы “Луна”.Однако образцы, которые собрал китайский аппарат, отличаются от тех, что доставили предыдущие миссии. Они помогли доказать, что вулканическая активность Луны была гораздо более поздней, чем предполагалось. Возраст собранных пород составляет около 2 млрд лет, а это на 1 млрд лет моложе образцов, собранных аппаратами “Луна” и миссиями Apollo.

source: mars.nasa.gov

Планеты в противостоянии

2 августа: Сатурн в противостоянии

Начало августа будет лучшим временем для наблюдения Сатурна и его колец, так как 2 августа газовый гигант достигнет противостояния. Считается, что планета находится в противостоянии, когда Земля располагается между ней и Солнцем. Во время противостояния газовый гигант достигнет ближайшей точки к нашей планете, и его поверхность, обращенная к Земле, будет полностью освещена Солнцем. Именно поэтому Сатурн будет казаться больше и ярче в ночном небе. Вы сможете наслаждаться видом Сатурна и фотографировать эту удивительную планету и ее кольца на протяжении всей ночи.

20 августа: Юпитер в противостоянии

20 августа любители астрономии смогут наблюдать Юпитер в его лучшей видимости: в этот день самая большая планета Солнечной системы достигнет противостояния и будет казаться в небе ярче и крупнее, чем в какое-либо другое время в году. Кроме того, противостояние Юпитера — это лучший момент для наблюдения за его галилеевыми спутниками в бинокль или телескоп.

14 сентября: Нептун в противостоянии

Еще одна планета, которая достигнет противостояния этим астрономическим летом, — Нептун. Это произойдет 14 сентября, когда Нептун, Земля и Солнце выстроятся в линию, при этом Земля будет находиться между планетой и звездой. Несмотря на то, что ледяной гигант будет располагаться максимально близко к нашей планете и предстанет в максимальном размере и яркости на небе, невооруженным глазом его увидеть не удастся. Воспользуйтесь биноклем или телескопом, чтобы наблюдать голубую планету.

Значимые астрономические события

СЕНТЯБРЬ 2021

7 сентября – Новолуние в 03:52

14 сентября — Нептун в оппозиции с Солнцем. В этот день гигантская голубая планета вступит в ежегодное противостояние с Солнцем, происходящее каждые 368 дней, и окажется в максимально близкой к Земле точке на расстоянии «всего» в 4327 млрд. км. В период Оппозиции поверхность Нептуна будет полностью освещена. Идеальный момент для того, чтобы разглядеть Нептун и сделать фотографии, однако без телескопа не обойтись. Причина – колоссальное расстояние от Земли до Нептуна даже при максимальном сближении.

14 сентября – третья за год максимальная восточная элонгация Меркурия. В точке наибольшей вечерней элонгации Меркурий будет отстоять от Солнца на 26,8° угловых. Для наблюдателя с Земли планета окажется в наивысшей точке над горизонтом к западу от Солнца. Лучшее время наблюдения – сразу после заката.

20-21 сентября – Полнолуние в 02:54. Сентябрьское полнолуние прямо перед осенним равноденствием называют Урожайной Луной, Кукурузной Луной или Луной Жатвы.

22 сентября – Осеннее равноденствие в 22:11. Сентябрьское равноденствие примечательно тем, что Солнце будет прямо над экватором и во всем мире 22 сентября световой день будет равен ночи. В Северном полушарии это первый день осени – осеннее равноденствие, а в Южном – первый день весны.

ОКТЯБРЬ 2021

6 октября – Новолуние в 14:06. Хороший момент для наблюдения за удаленными галактиками и созвездиями из-за отсутствия помех в виде лунного света.

7 октября – пик активности метеорного потока Дракониды. Этот метеорный дождь – один из самых слабых ежегодных звездопадов, достойных отдельного упоминания: всего 10 болидов в час на пике. Его источник был определен в 1900 году с открытием кометы 21P Якобини-Зиннер.

Особенность звездопада Дракониды, который активен с 6 по 10 октября в том, что оптимальное время для наблюдения за ним не сразу после полуночи, а ранний вечер. В 2021 году 7 октября выпадает сразу после новолуния, а значит, в момент его пика не будет лунного света, мешающего увидеть падающие болиды. Смотреть лучше всего в сторону созвездия Дракона, где и находится радиант потока Дракониды.

9 октября – Всемирный день Астрономии.

20 октября – Полнолуние в 17:57. Октябрьское полнолуние известно как Охотничья Луна или Урожайная Луна из-за изобилия дичи и съедобных растений, заготовки припасов на зиму. Праздник Охотничьей Луны был одним из самых важных не только среди индейских племен, но и в странах Западной Европы. Другие народные названия связаны с близким увяданием природы: Луна Листопада, Луна Умирающей Травы, Луна Смены Сезонов.

21-22 октября – пик метеорного потока Ориониды. Ориониды – сравнительно мощный звездопад, период активности которого со 2 октября по 7 ноября. В период с 21 по 22 октября мощность потока достигает 20 метеоров ежечасно. Причиной его возникновения считается космическая пыль в кильватере широко известной с давних времен кометы Галлея.

Изучаемая в течение многих столетий комета с древности считается предвестницей трагических и роковых событий в истории человечества. В этом году возникнут препятствия для обзора из-за вчерашнего полнолуния. Попытки все-таки рассмотреть хотя бы ярчайшие метеориты следует предпринимать сразу после полуночи 22 октября, обратив взгляд в сторону созвездия Орион, в котором и находится радиант Орионид.

25 октября – максимальная западная элонгация Меркурия, завершающая очередной событийный год для самой быстрой планеты нашей системы. Меркурий окажется в наивысшей точке над горизонтом в утреннем небе на расстоянии всего 18,4° от Солнца. Октябрьская элонгация – лучшая в 2021 году из утренних элонгаций для наблюдения за планетой. Время и место изменить нельзя – в западном небе перед рассветом!

29 октября – Венера достигнет точки наибольшей западной (вечерней) элонгации. Яркая «женская» планета окажется в этот момент на минимальном расстоянии до Солнца – всего 47°. Оптимальный момент для наблюдения за Венерой в верхней точке над горизонтом – вскоре после заката, на западе.

Полнолуния

24 июня: Клубничная Луна

Клубничное полнолуние, которое в этом году выпадает на 24 июня, станет первым полнолунием астрономического лета 2021 года. Согласно североамериканским традициям, июньская полная Луна отмечает пик сезона сбора урожая клубники — отсюда и ее название. Некоторые источники утверждают, что это последнее из трех суперлуний 2021 года, хотя автор термина «Суперлуние» Ричард Нолле не включил ее в свой список Суперлуний 21-го века. Кстати, вы можете узнать больше любопытных фактов о Суперлуниях и Микролуниях с нашей инфографикой.

Что такое суперлуние и микролуние? Когда наш естественный спутник будет выглядеть больше и ярче всего? Узнайте ответы из инфографики!

Смотреть инфографику

22 августа: Голубая Луна

22 августа яркая Голубая Луна украсит небо! Собственно, что такое Голубая Луна? Как ни странно, это название не имеет ничего общего с цветом Луны: оно подчеркивает редкость этого явления. Есть два определения Голубой Луны: согласно месячному определению, это второе полнолуние в календарном месяце с двумя полнолуниями; согласно сезонному определению, это третье полнолуние в сезоне с четырьмя полнолуниями — как эта августовская полная Луна. Не упустите свой шанс стать свидетелем этого редкого события!

Когда можно наблюдать “кровавую Луну”? Почему Луна иногда выглядит белой, а иногда – оранжевой? Пройдите тест и узнайте больше о нашем естественном спутнике!

20 сентября: Урожайная Луна

Астрономическое лето 2021 года закончится сентябрьским равноденствием, которое произойдет 22 сентября. Ближайшее к этому событию полнолуние известно как Урожайная Луна: в этом году она украсит небо 20 сентября. Урожайная Луна традиционно помогала фермерам, собирающим урожай, работать в ночное время — отсюда и ее название.

Список астрособытий:

до августа Сатурн 90 Уран в Водолее/Тельце (экзакты в феврале, в июне)

ЗИМА

январь и начало февраля — Юпитер 0 Сатурн в Водолее 90 Уран в Тельце
январь — Марс в Тельце 0 Уран, 90 Сатурн и Юпитер
до 14 января — ретро-Уран в Тельце
10-18 января — стояние Урана в 7° Тельца, разворот в директ
февраль — множественные соединения Солнца, Меркурия, Венеры с Юпитером и Сатурном в Водолее в квадрате к Урану (примерно 5-18° фикс. знаков)
30 января — 21 февраля — ретро-Меркурий в Водолее (12-27° Водолея)

ВЕСНА

конец апреля — множественные соединения Солнца, Меркурия, Венеры с Ураном в Тельце в квадрате к Сатурну (примерно 7-16° фикс. знаков)
27 апреля — 6 октября — ретро-Плутон в Козероге
25-30 апреля — стояние Плутона в 27° Козерога, разворот в ретро
23 мая — 11 октября — ретро-Сатурн в Водолее
19-27 мая — стояние Сатурна в 14° Водолея, разворот в ретро
26 мая — полнолуние и лунное затмение в 6° Стрельца

ЛЕТО

30 мая — 23 июня — ретро-Меркурий в Близнецах (17-25° Близнецов)
10 июня — новолуние и солнечное затмение в 20° Близнецов
20 июня — 18 октября — ретро-Юпитер в Рыбах/Водолее
17-24 июня — стояние Юпитера в 3° Рыб, разворот в ретро
25 июня — 1 декабря — ретро-Нептун в Рыбах
22-29 июня — стояние Нептуна в 24° Рыб, разворот в ретро
конец июня-начало июля — Марс во Льве достраивает тау с Ураном и Сатурном (180 Сатурн, 90 Уран), в начале июля к Марсу присоединяется Венера (примерно 10-18° фикс. знаков)
начало августа — Солнце+Меркурий замыкают тау с Сатурном и Ураном из Льва (примерно 9-16° фикс. знаков)
с 20 августа до конца года — ретро-Уран в Тельце
16-23 августа — стояние Урана в 15° Тельца, разворот в ретро

ОСЕНЬ

27 сентября — 18 октября — ретро-Меркурий в Весах (11-26° Весов)
4-9 октября — стояние Плутона в 25° Козерога, разворот в директ
7-14 октября — стояние Сатурна в 7° Водолея, разворот в директ
15-21 октября — стояние Юпитера в 23° Водолея, разворот в директ
с ноября до конца года — Сатурн 90 Уран в Водолее/Тельце (экзакт в декабре)
ноябрь — Марс в Скорпионе достраивает тау с Ураном и Сатурном (180 Уран, 90 Сатурн), с Марсом в соединениях Солнце и Меркурий (примерно 7-14° фикс. знаков)
19 ноября — полнолуние и лунное затмение в 28° Тельца
28 ноября — 5 декабря — стояние Нептуна в 21° Рыб, разворот в директ

ЗИМА

4 декабря — новолуние и солнечное затмение в 13° Стрельца
с 19 декабря до конца года — ретро-Венера в Козероге (24-27° Козерога)

Созвездия в июле

Июль – середина лета. В это время отлично видны типично летние созвездия. Главные созвездия в это время – Лира, Лебедь и Орёл. Их главные звезды – Вега, Денеб и Альтаир образуют известный «летний треугольник», хорошо заметный на небе. Вега находится практически в зените.

Созвездия в июле. Южная часть неба.

К востоку поднимается квадрат созвездия Пегас и Андромеда. На юге у горизонта виден Козерог и Водолей. К западу сверкает полукружье Северной Короны. Арктур, альфа Волопаса, опускается к западному горизонту.

На севере Большая Медведица заходит к горизонту с северо-западной стороны, приближаясь к нижней своей точке. Кассиопея, наоборот, поднимается всё выше к своему максимуму.

Астрономические события в июле 2021

1.07 – Луна в фазе последней четверти.

2.07 – Долгопериодическая переменная звезда T Цефея вблизи максимума блеска (5.5m).

4.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.25-) южнее Урана.

4.07 – Меркурий в максимальной утренней (западной) элонгации 22.

5.07 – Луна (Ф= 0.17-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405340 км от центра Земли.

5.07 – Земля в афелии. Расстояние от Солнца 1.0167292 а.е.

5.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.15-) южнее Плеяд.

6.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.1-) севернее Альдебарана.

6.07 – Луна (Ф= 0.09-) в восходящем узле своей орбиты.

8.07 – Долгопериодическая переменная звезда T Голубя вблизи максимума блеска (6m).

8.07 – Луна (Ф= 0.04-) вблизи Меркурия.

8.07 – Долгопериодическая переменная звезда R Лисички вблизи максимума блеска (6m).

9.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.01-) через точку максимального склонения к северу от небесного экватора.

10.07 – Новолуние.

11.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.02+) севернее звездного скопления Ясли (М44).

12.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.06+) севернее Венеры и Марса.

13.07 – Долгопериодическая переменная звезда R Кита вблизи максимума блеска (6.5m).

13.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.11+) севернее Регула.

13.07 – Прохождение Венеры в 0.5 севернее Марса.

17.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.48+) севернее Спики.

17.07 – Луна в фазе первой четверти.

20.07 – Долгопериодическая переменная звезда X Единорога вблизи максимума блеска (6.5m).

20.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.82+) севернее Антареса.

20.07 – Луна (Ф= 0.84+) в нисходящем узле своей орбиты.

21.07 – Луна (Ф= 0.90+) в перигее. Расстояние от центра Земли 364517 км.

22.07 – Прохождение Венеры проходит в 1 севернее Регула.

22.07 – Покрытие Луной (Ф= 0.98+) звезды сигма Стрельца (2.1m). Можно наблюдать в Европейской части России.

22.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.99+) через точку максимального склонения к югу от небесного экватора.

24.07 – Долгопериодическая переменная звезда R Орла вблизи максимума блеска (5.5m).

24.07 – Полнолуние.

24.07 – Прохождение Луны (Ф= 1.0) южнее Сатурна.

25.07 – Долгопериодическая переменная звезда R Девы вблизи максимума блеска (5.5m).

26.07 – Покрытие Луной (Ф= 0.91-) звезд τ1 (5,7m) и τ2 (4m) Водолея. Можно наблюдать в восточной половине страны.

26.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.95-) южнее Юпитера.

29.07 – Максимум действия метеорного потока Южные дельта-Аквариды (ZHR=25).

27.07 – Прохождение Луны (Ф= 0.85-) южнее Нептуна.

30.07 – Прохождение Марса в 0.5 севернее Регула.

31.07 – Луна в фазе последней четверти.

31.07 – Покрытие Луной (Ф= 0.46-) звезды 38 Овна (5.2m). Можно наблюдать на севере Европейской части России.

Потенциально пригодные для жизни планеты обнаружены вокруг Альфы Центавра A

Ученые нашли тепловой отпечаток на орбите звезды Альфа Центавра A, который может свидетельствовать о наличии там планеты.

В ходе проекта NEAR (Near Earths in the AlphaCen Region) Европейской южной обсерватории ученые проанализировали данные с телескопа VLT и обнаружили признаки небесного тела размером с Нептун в обитаемой зоне — так ученые называют диапазон расстояний от звезды, на котором на поверхности планеты может существовать жидкая вода. Вероятно, объект представляет собой газовый гигант, то есть его принадлежность к экзопланетам, как и само его существование, еще предстоит подтвердить.Ранее, в 2016 году, ученые уже обнаружили мир размером примерно с Землю, вращающийся вокруг Проксимы Центавра, части трехзвездной системы Альфы Центавра. Планета, известная как Проксима Центавра b, вращается в зоне обитаемости. Позднее ученые обнаружили и вторую планету, Проксима C, которая также вращается вокруг звезды, но движется дальше по орбите, за внешними пределами обитаемой зоны.

source: wikipedia.org

Prawn Nebula, кольца Эйнштейна, водяной пар на Европе: научные открытия, сделанные орбитальными телескопами

Образующая звезды туманность Prawn Nebula

Prawn Nebula, известная как IC 4628, это эмиссионная туманность, то есть область пространства, заполненная газом, а также темными пылевыми облаками. Она расположена на расстоянии 6000 световых лет от Земли в созвездии Скорпиона. Туманности, подобные IC 4628, образуются в результате сильных звездных взрывов.

IC 4628, простирающаяся в ширину на 250 световых лет, считается массивным звездным “питомником”, где рождаются новые звезды. Из-за типа света от туманности ее может заметить только мощный орбитальный телескоп, например, Hubble.

Кольца Эйнштейна

На снимке видно кольцо Эйнштейна. Так называется изображение источника света, к примеру, галактики или звезды, искаженное до кольцеобразной формы под воздействием ближнего объекта с очень большой массой.

Такие кольца возникают, когда в воронку от черной дыры попадает свет, излучаемый дальним объектом. Это происходит, если, скажем, между наблюдателем и далекой звездой либо галактикой находится черная дыра. Последняя затягивает в себя свет и не выпускает его наружу. Из-за этого картинка галактики изменяется, а ее масштаб становится больше. Это выглядит так, будто далекий объект стал ближе. Такой эффект ученые называют гравитационным линзированием, и именно он позволяет астрономам созерцать далекие галактики.На снимке, сделанном орбитальным телескопом Hubble, изображены две галактики, расположенные на расстоянии примерно 3,4 млрд световых лет от Земли. Они искривляют и отклоняют свет от еще более далекой галактики.

Водяной пар на Европе

У Юпитера четыре самых больших спутника — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. Все они достаточно яркие и вращаются на довольно удаленных от планеты орбитах, что дает возможность наблюдать за ними с помощью специального оборудования.

Спутник Европа называют ледяным из-за экстремально низких температур, в среднем -160 °C. Европа в основном состоит из силикатной породы и имеет ледяной покров с незначительным количеством кратеров. Атмосфера этого спутника Юпитера содержит главным образом кислород.

Ученые полагают, что под слоем льда может находиться глобальный океан, в котором гораздо больше воды, чем есть на Земле. Это дает повод предполагать, что там может быть жизнь.

Исследователи из Королевского технологического института, что в Стокгольме, Швеция, изучили архивные ультрафиолетовые снимки Европы, сделанные орбитальным телескопом Hubble с помощью спектрографа с 1999 по 2015 год.

Это исследование показало наличие значительного количества водяного пара на заднем полушарии Европы. При этом водяной пар сохранялся в течение длительного времени, в отличие от кратковременных шлейфов, что ученые пока не могут объяснить, учитывая низкие температуры на спутнике.

Разгадка этого явления может расширить понимание структуры атмосферы ледяных спутников и помочь составить планы для научных миссий, целью которых будет исследование Европы относительно наличия там жизни.

“Небесный глаз”

Самый известный в мире орбитальный телескоп Hubble запечатлел “небесный глаз” — галактику с невероятно активным ядром, которая напоминает глаз. Объект получил название NGC 5728. Он находится в 130 млн световых лет от Земли в созвездии Весов.NGC 5728 относится к уникальной космической категории галактик благодаря своему активному ядру, ярко сияющему из-за газа и пыли, которые разбрасываются вокруг его центральной черной дыры. Во многих галактиках ядро настолько яркое, что закрывает остальную часть галактики в видимом и инфракрасном спектре. Но у сейфертовских галактик есть идеальный баланс: ядро достаточно яркое, чтобы его могли видеть астрономы, но не настолько яркое, чтобы затемнять остальную часть его структуры.

Спиральная галактика

Ученые сделали снимок необыкновенной далекой спиральной галактики, получившей название NGC 2276. Она имеет спиралевидную форму, как и большинство галактик, обнаруженных в нашей Вселенной. Однако именно форма и делает ее совершенно необычной.

Расположена она в созвездии Цефея, что примерно в 120 млн световых лет от Солнца. На широкоугольном изображении, полученном телескопом Hubble, ее можно увидеть рядом со своей меньшей соседкой NGC 2300.

Что делает NGC 2276 настолько интересной, так это то, что гравитационное притяжение соседней галактики изменило спиральную структуру NGC 2276 на искривленную, однобокую форму. Это обеспечило ей место в Атласе пекулярных галактик, в котором собраны самые странные звездные конгломераты.

Лунные затмения 2021 года — точные даты (MSK), тип, фазы, места наблюдения

В 2021 году небеса представляют нам два затмения Луны: первое — полное, второе — частное. Россиянам же в 2021 году Луна свой «кровавый облик», слава богу, не покажет вообще, то есть на территории России будет невозможно увидеть ни одного лунного затмения 2021 года!

26 мая 2021 — полное лунное затмение фаза максимума затмения начнется 10.01.2021 в 14:11:25 MSK и закончится в 14:25:55 MSK его можно будет наблюдать в Папуа и Новой Гвинее, Австралии и Новой Зеландии.
Для всей территории России Луна во время затмения будет за горизотном.

19 ноября 2021 — частное лунное затмение, фаза максимума затмения наступит 19 ноября 2021 в 12:02:53 MSK, его можно будет наблюдать на северо-восточной части акватори Тихого Океана, в Северной и Центральной Америке — главное для нас: в России это лунное затмение наблюдаться не будет.

Лунный календарь 2021Фазы Луны.

Лунный календарь на 2021 год. Фазы Луны.
Лунный календарь на 2021 год. Фазы Луны, рисунок Sergey Ov

Обозначения: — Новолуние; — 1-я четверть; — Полнолуние — 3-я четверть.

Примечание: На каждой странице лунного календаря садовода-огородника, размещен соответствующий месяцу фрагмент календаря лунных фаз (в правой колонке внизу)

Закрыть

Фазы Луны. Схема смены фаз при орбитальном движении

Фазы Луны. Схема смены фаз при орбитальном движении.

Фазы Луны. Схема смены фаз при орбитальном движении, рисунок Sergey Ov

Примечание: В момент астрономического новолуния Луну увидеть невозможно — она расположена слишком близко к Солнцу, а вот за несколько часов до и после этого момента уже появляется шанс (по погодным условиям) увидеть пепельно-серую луну…

Закрыть

* В суперлуние, которое может случиться как в полнолуние, так и в новолуние, Луна находится на минимальном расстоянии от Земли (в перигее своей эллиптической орбиты). Супер-Луна в полнолуние выглядит на 7% больше и на 15% ярче обычной, при этом можно получить очень красивые фото. Специально для фотографов приведены дополнительные данные (для Москвы и Московской области):

Суперлуние 27 апреля 2021 года
Точная дата астрономического полнолуния 27.04.2021 06:31 msk, расстояние до Луны 357134 км;
В Москве восход супер-Луны в 20:32 (азимут 177°, востоко-юго-восток);
заход Солнца
19:57 (азимут 296°, западо-северо-запад); сумерки до
20:44 msk.

Суперлуние 26 мая 2021 года
Астрономическое полнолуние в 26.05.2021 14:14 msk, расстояние до Луны  356844 км;
восход супер-Луны в 21:09 (азимут 132°, юго-восток);
заход Солнца
20:53 (азимут 312°, северо-запад); сумерки до
20:01 msk.

Луна выглядит как полная 3 дня — в день астрономического полнолуния, за день до полнолуния и день после.

Карта подземного мира, новые марсоход и вертолет, озеро и река: научные открытия в области исследования Марса

Озеро и дельта реки на Красной планете

Марсоход Perseverance успешно приземлился на поверхности Марса в феврале 2021 года в регионе кратера Jezero — ученые предполагали, что на этом месте когда-то могло быть озеро.

Одной из задач марсохода был поиск подтверждения этой научной гипотезы. После приземления аппарат успешно справился с задачей. Он сделал снимки поверхности, которые подтвердили существование озера на этом месте в прошлом. А еще — дельты реки, которая так же, как и на Земле, образовалась из осадочных отложений.

Эта задача была реализована в ходе миссии по поиску биосигнатур — признаков жизни в прошлом. Кроме того, марсоход продолжит поиски почвы, горных пород и геологических особенностей, которые могут показать, что Марс был способен поддерживать жизнь, чтобы со временем доставить их обратно на Землю для дальнейших исследований.

Perseverance будет работать в партнерстве с вертолетом Ingenuity. Этот роботизированный дрон-разведчик для исследования поверхности Марса поможет выбрать территории, которые будет прочесывать марсоход.

source: wikimedia.org

Карта подземного мира Марса

Ученые, исследующие Красную планету, смогли сделать первую в истории карту подземного мира. В этом им помог спускаемый зонд NASA InSight. Он работает на поверхности Марса с осени 2018 года и занимается изучением его внутреннего строения и состава.

Марсоход использовал для исследования планеты технологию, которая уже была применена на Земле для характеристики мест, подверженных риску землетрясений, и для изучения подземной структуры. В основе этого метода — считывание вибраций окружающей среды. Например, на Земле есть моря, океаны и ветра, которые заставляют поверхность содрогаться. Эти колебания распространяются глубоко в недра и могут быть зарегистрированы чувствительными инструментами.

Указанная технология позволила ученым под руководством швейцарских геофизиков использовать инструменты InSight, чтобы заглянуть прямо под поверхность планеты и изучить все в пределах 200 м ее коры.

Открытия подземных структур исследователи оформили в карту, пролившую свет на последние несколько миллиардов лет эволюции Марса. На ней видны массивные отложения застывшей лавы, покрытые слоем песчаного реголита толщиной до 3 м.

В будущем ученые хотели бы продолжить исследование Марса, чтобы заглянуть в более глубокие слои планеты.

Каменная “ящерица”

Марсоход Curiosity работает на поверхности планеты с 2012 года и исследует кратер Гейла, геологию на переходе между слоями, богатыми глиной, и слоями, содержащими сульфаты в горных породах. Сульфаты, возможно, были оставлены проточной водой, поэтому изучение этих сульфатсодержащих слоев может помочь узнать больше о прошлом Марса.

Этот марсоход на своем пути увидел небольшую скалу в кратере Гейла — высотой всего около 16,5 см в форме ящерицы.

Теперь Curiosity направляется в сторону горы Шарп. Иногда он ненадолго останавливается, чтобы сделать снимки местности и проанализировать состав горных пород с помощью ChemCam. Это научный инструмент, который использует лазеры для испарения крошечных кусочков породы, а затем измеряет химические вещества и минералы в этих образцах.

source: mars.nasa.gov

Астрономический календарь на год

ЯНВАРЬ 2021

3 январяпик метеорного потока Квадрантиды.

Знаете ли Вы, что наступление Нового Года ярко отмечают не только на Земле, но и среди звезд. Сразу после боя курантов к салютам, запущенным нами, присоединяется звездопад Квадрантиды. Этот достаточно мощный метеорный поток – первый из ежегодных звездопадов и один из самых запоминающихся.

В ночь со 2 на 3 января можно загадывать желания – Квадрантиды на пике! В течение нескольких часов, а не дней, как у других звездопадов, на землю будут падать от 40 до 200 метеоров ежечасно.

Идущая на убыль, но все еще полная Луна не позволит увидеть большинство наименее ярких болидов-Квадрантид в этом году. Но если вы будете внимательны, то сможете заметить падение нескольких крупных сверкающих «звезд». Лучшие место и время обзора – темное помещение после полуночи

Квадрантиды – метеорный поток, источником которого служат звездная пыль и мелкие частицы, возникающие в результате функционирования астероида 2003 EH1. Интересно, что свое название звездопад унаследовал от несуществующего ныне созвездия Северный Квадрант, звезды которого вошли в созвездия Волопаса, Дракона и Геркулеса, на границе между которыми и находится поток Квадрантиды. Именно в том направлении и следует направить взгляд, чтобы гарантированно увидеть один из болидов. Но не удивляетесь, если он появится и в другом месте на небе.

13 января – Новолуние в 08:00. Луна расположится по ту же сторону Земли, что и Солнце, соответственно, не будет освещаться солнечным светом. Поэтому ее не будет видно на ночном небосводе. Новолуние – оптимальное время для наблюдения за тусклыми астрономическими объектами, наподобие галактик или звездных кластеров, так как отсутствие лунного света позволит не отвлекаться на помехи, которые он мог бы создать.

24 января — Меркурий в максимальной восточной элонгации (вечерней). Сегодня Меркурий достигнет наибольшей восточной элонгации в 18,6 градусах от Солнца. Вечером планета окажется в наивысшей точке над горизонтом — оптимальный момент для наблюдения за ней. Лучше всего ее будет видно жителям западного полушария сразу после заката.

28 января – Полнолуние в 22:16. Луна и Солнце будут с противоположных сторон Земли, так что спутник будет полностью освещен. Фаза полной Луны наступит в 22:16 по Московскому времени. Январское полнолуние было известно у индейских племен Северной Америки как Волчья Луна. По их поверьям именно в эту ночь орды голодных волков, сбившись в стаи и окружив поселения плотным «живым» кольцом, жутко выли до самого утра.

ФЕВРАЛЬ 2021

11 февраля – Новолуние в 22:06.

27 февраля – Полнолуние в 11:18. У февральского полнолуния много народных описательных названий, данных из-за особенностей месяца. Его называют Чистой Луной, Снежной Луной, Штормовой Луной, а также Луной Полной Зимы.

Фазы Луны и затмения 2021 года — точные даты, Московское время (MSK)

Январь 2021

06.01.2021 12:37 — Луна в последней четверти (конец третьей четверти фазового цикла Луны, видна половина старой луны, в виде буквы «С»)13.01.2021 08:00Новолуние21.01.2021 00:02 — переход фазы Луны во 2 четверть (конец первой четверти фазового цикла Луны, видна половина молодой луны — как буква «Р», если мысленно дорисовать ниже границы света и тени светящуюся палочку) 28.01.2021 22:16Полнолуние

Февраль 2021

04.02.2021 20:37 — Луна в последней четверти11.02.2021 22:06Новолуние19.02.2021 21:47 — Луна в первой четверти27.02.2021 11:17Полнолуние

Март 2021

06.03.2021 04:30 — Луна в последней четверти13.03.2021 13:21Новолуние21.03.2021 17:40 — Луна в первой четверти28.03.2021 21:48Полнолуние

Апрель 2021

04.04.2021 13:02 — Луна в последней четверти12.04.2021 05:31Новолуние20.04.2021 09:59 — Луна в первой четверти27.04.2021 06:31Полнолуние ( — это вариант перевода слова «supermoon», правильнее «Супер-Луна», а лучше, на мой взгляд, «Большая Луна»)

Май 2021

03.05.2021 22:50 — Луна в последней четверти11.05.2021 22:00Новолуние19.05.2021 22:13 — Луна в первой четверти26.05.2021 14:14Полнолуние (, Сильная Луна)В это полнолуние произойдет еще и полное лунное затмение, фаза максимума затмения начнется 26.05.2021 в 14:11:25 MSK и закончится в 14:25:55 MSK его можно будет наблюдать в Папуа и Новой Гвинее, Австралии и Новой Зеландии.
Для всей территории России Луна во время затмения будет скрыта за горизонтом.

Июнь 2021

02.06.2021 10:24 — Луна в последней четверти10.06.2021 13:53Новолуние В это новолуние Луна и Солнце устроят нам кольцевое (кольцеобразное) солнечное затмение, фаза максимума затмения наступит 10.06.2021 в 13:43:07 MSK, кольцевое затмение можно будет наблюдать на северо-западе Канады, севере Гренландии и у нас в Сибири по линии, проходящей через Новосибирские острова — Русское Устье (или рядом) и Среднеколымск, южнее пределов северного полярного круга кольцеобразное затмение для наблюдения будет недоступно. Частное солнечное затмение можно будет посмотреть на северо-западе Канады, Гренландии, Исландии, Британских островах, северной части Пиренейского полуострова, в Центральной и Северной Европе, в северных и средних широтах Центральной России, Западной и, частично, в Восточной Сибири.
18.06.2021 06:54
— Луна в первой четверти24.06.2021 21:40Полнолуние

Июль 2021

02.07.2021 00:11 — Луна в последней четверти10.07.2021 04:17Новолуние17.07.2021 13:11 — Луна в первой четверти24.07.2021 05:37Полнолуние31.07.2021 16:16 — Луна в последней четверти

Август 2021

08.08.2021 16:50Новолуние15.08.2021 18:20 — Луна в первой четверти22.08.2021 15:02Полнолуние30.08.2021 10:13 — Луна в последней четверти

Сентябрь 2021

07.09.2021 03:52Новолуние13.09.2021 23:39 — Луна в первой четверти21.09.2021 02:55Полнолуние29.09.2021 04:57 — Луна в последней четверти

Октябрь 2021

06.10.2021 14:05Новолуние13.10.2021 06:25 — Луна в первой четверти20.10.2021 17:57Полнолуние28.10.2021 23:05 — Луна в последней четверти

Ноябрь 2021

05.11.2021 00:15Новолуние (, — вариант перевода с английского слова «supermoon», другой «Супер-Луна». В новолуние Луна обычно не видна, но в таких случаях бывают очень сильные приливы, может лучшим вариантом перевода будет: «Сильная Луна»?) 11.11.2021 15:46 — Луна в первой четверти19.11.2021 11:58ПолнолуниеЛуна снова попытается отличиться 19 ноября 2021 произойдет частное лунное затмение, фаза максимума затмения наступит 19.11.2021 в 12:02:53 MSK, его можно будет наблюдать на северо-восточной части акватори Тихого Океана, в Северной и Центральной Америке — главное для нас: в России это лунное затмение наблюдаться не будет.27.11.2021 15:28 — Луна в последней четверти

Декабрь 2021

04.12.2021 10:43Новолуние (, Сильная Луна)
Суперлуние и полное солнечное затмение, вскоре станут обязательным условием для последнего. Фаза максимума полного солнечного затмения наступит 04.12.2021в 10:34 МСК, полное затмение можно будет наблюдать только в Антарктиде, частное солнечное затмение можно будет увидеть на юге ЮАР, южной части Атлантического и Индийского океанов, по всей Антарктиде и Тасминии. В России затмение наблюдаться не будет.
11.12.2021 04:36
— Луна в первой четверти19.12.2021 07:36Полнолуние27.12.2021 05:24 — Луна в последней четверти.

Многих читателей очень интересуют редкие астрономические явления 2021 года, связанные с Солнцем и Луной, — фиксируем их отдельно, чтобы легче было искать:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.